Троицкий патерик. 12/25 мая – день памяти преподобного Епифания Премудрого, Радонежского, ученика преподобного Сергия

 

Преподобный Епифаний Премудрый. Фрагмент Лицевого жития преподобного Сергия. Конец XVI века

Преподобный Епифаний стал иноком Троицкого монастыря на горе Маковец и учеником преподобного Сергия в конце 70-х годов XIV века. В собрании рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранился Стихирарь, написанный в 1380 году, по мнению некоторых исследователей, Епифанием Премудрым. В 70-е годы XIV века, судя по написанному им «Слову о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа», преподобный Епифаний учился в ростовском монастыре святителя Григория Богослова, так называемом «Григорьевском затворе». В этом монастыре, по-видимому, он и принял постриг. В разное время Епифаний Премудрый побывал в Константинополе, на Афоне и на Святой Земле.

 

В 90-е годы XIV века, после кончины духовного наставника, преподобный Епифаний перебрался в Москву, где вошел в окружение митрополита Киприана. Тогда же он начал собирать биографические материалы о преподобном Сергии и посвятил этому, по собственному признанию, два десятилетия, прежде чем осмелился приступить к составлению его жизнеописания. В Москве преподобный Епифаний сблизился с иконописцем Феофаном Греком, который, по словам самого Епифания, «великую к моей худости любовь имеяше». Преподобный Епифаний получил известность прежде всего как выдающийся духовный писатель. Главным его сочинением является «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца». Работу над ним Епифаний Премудрый завершил примерно в 1418 году. Также он написал «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию» (после обретения его мощей), а в конце 90-х годов XIV века — «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа». По отзыву иеромонаха Пахомия Логофета, преподобный Епифаний Премудрый занял высокое положение среди братии обители («бе духовник в велицей лавре всему братству»). Преподобный Епифаний был литературно одарен, в то же время для его сочинений характерно стремление к точности, пристальное внимание к подлинным фактам, к деталям из жизни святых, что делает его труды ценным историческим источником.

 

В 1408 году, во время нашествия на Северо-Восточную Русь войск ордынского князя Едигея, преподобный Епифаний, успев забрать книги, укрылся в Твери, где его приютил архимандрит Спасо-Афанасьевского монастыря Корнилий, в схиме Кирилл, а в 1409 году преподобный Епифаний вернулся в Троицкую обитель.

 

Погребен в Троице-Сергиевом монастыре.

 

Имя преподобного Епифания упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших». Его изображение есть на иконе «Преподобный Сергий со ученики» XVII века, хранящейся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а также на миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия конца XVI века.

 

Преподобный Епифаний Премудрый преставился во второй половине XV века (его кончину следует отнести ко времени после 1443 г., поскольку примерно в этом году он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с иеромонахом Пахомием Логофетом), память его совершается 12/25 мая, 23 мая/5 июня — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

 

Основной источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 60–62.

 

(9)