7 СЕНТЯБРЯ – ДЕНЬ ПАМЯТИ ЛАВРСКОГО ПОСТРИЖЕННИКА ЕПИСКОПА КРОНИДА

«ОН НЕС В СЕБЕ ДУХ ЛЮБВИ…»

КО ДНЮ ПАМЯТИ ЕПИСКОПА КРОНИДА (МИЩЕНКО; † 07.09.1993)

 

«Он отличался тем, что нес в себе дух любви… Он жил здесь, на земле, как ангел во плоти. Когда ты общался с ним, чувствовал, будто тебя кто-то на руки берет. Какие бы ни были трудности, владыка облегчал твое состояние, как бы окрылял тебя. Он проводил жизнь подвижника. В то нелегкое время полностью отдавал себя на служение людям. На глазах у нас жил святой человек». Такими словами охарактеризовал владыку Кронида его келейник отец Петр Мостовой. Эти же слова говорят о нем многие, кому посчастливилось общаться с удивительным подвижником нашего времени, прожившим на земле всего 53 года.

 

Епископ Кронид (в миру Михаил Гаврилович Мищенко) родился 25 августа 1940 года в селе Кучиновка Щорского района Черниговской области в православной семье. Отец Михаила погиб на фронте, матери пришлось растить Михаила, а также его брата Николая и сестру Любу, одной. Было очень трудно: не хватало еды, одежды, обуви… Уже в тринадцатилетнем возрасте Миша решил посвятить свою жизнь Богу. По окончании десятого класса он устроился служить пономарем в черниговский Спасо-Преображенский собор. Именно в этом храме находились тогда мощи святителя Феодосия Черниговского — святого, которого в Мишиной семье почитали особо. Примечательно, что духовным отцом Михаила в Чернигове стал иеросхимонах, имя которого также было Феодосий. Старец провожал Михаила в армию, где тот нес службу с 1960 по 1963 год.

 

После службы Михаил вернулся в Чернигов и устроился работать на камвольно-суконный комбинат. Через какое-то время он купил маленький ветхий домик на улице Ватутина. К тому времени мама Михаила уже преставилась, и по благословению иеросхимонаха Феодосия вести хозяйство помогала схимонахиня Модеста (в миру Марина Кирилловна Ветер) — одна из ближайших духовных чад преподобного Лаврентия Черниговского. Преподобный сам постриг ее в рясофор, тайно. Матушка вела подвижническую жизнь, окормляя многих монашествующих и мирян. Помимо нее в домике поселились две послушницы — Надежда и Мария. Надежда (в будущем монахиня Феодосия) работала в родильном отделении Черниговского роддома. Мария ушла в монастырь в одиннадцать лет, а когда монастырь закрыли, стала работать в детской больнице. По воспоминаниям коллег и знакомых матушек, они жили очень скромно, не имели ничего лишнего, при этом всегда старались помочь другим и пользовались уважением больничного персонала.

 

Спали матушки в отдельной комнатке, Надежде досталось место на полу. Жалея ее, Михаил принес с базара на своих плечах топчанчик, а себе сколотил спальное место из дерева, застелив его тонким одеяльцем. Женщины тоже решили позаботиться о Михаиле и подарили ему на именины матрац. А тот взял матрац и отнес его болящей монахине Евлампии, которая жила по соседству. Так и заботились друг о друге.

 

Через какое-то время Михаил подал документы в Московскую духовную семинарию в Загорске. Узнав об этом, власти тут же прислали повестку из военкомата, приглашая в армию на переподготовку. Отказаться было невозможно, и время для поступления в семинарию было упущено. Тогда Михаил вместе с матушкой Модестой решили поехать к старцу схиархимандриту Андронику (Лукашу) в Грузию. Перед отъездом они посетили Троице-Сергиеву Лавру. Там Михаил вызвался помочь разгружать машину досок. При этом он поранил ногу гвоздем, в рану попала инфекция, пришлось ложиться в больницу. Матушка Модеста, поехав навещать больного, сама вывихнула ногу. «Да, покрутил сатана им ноги», — сказал по этому поводу схиархимандрит Андроник.

 

В Грузии Михаил пробыл полгода. Старец Андроник постепенно приобщал его к монашеской жизни. Сам батюшка вставал на молитву в три часа ночи, но не требовал этого от юноши. «Хлопнет меня, бывало, по спине, — рассказывал Михаил позже, — и скажет: “Рано тебе еще, спи”. Старец требовал, чтобы духовный рост происходил без излишнего напряжения, в меру сил. Считал, что плоды духовные должны созревать постепенно».

 

Через полгода отец Андроник благословил юношу снова ехать в Загорск, и в 1967 году Михаил поступил в Московскую духовную семинарию. 23 марта 1970 года он был зачислен в братию Троице-Сергиевой Лавры, 10 мая принял монашеский постриг с именем Кронид, в честь святого мученика Кронида. 28 июня того же года, в неделю Всех святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Иркутский и Читинский Вениамин (Новицкий) рукоположил его во иеродиакона. 12 февраля следующего года, в день памяти Трех святителей, тот же владыка рукоположил отца Кронида в сан иеромонаха. После окончания семинарии иеромонах Кронид поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1975 году со степенью кандидата богословия.

 

Отец Кронид выполнял в Лавре различные послушания: пел в хоре, исповедовал паломников, нес чреду служения у мощей преподобного Сергия… Через какое-то время иеромонах Кронид был назначен старшим просфорником. Его стараниями помещение просфорни отремонтировали, многие процессы механизировали. Под началом отца Кронида работали два мастера по изготовлению печатей, и печати раздавали во вновь открывающиеся храмы.

 

Многие духовные чада отца Кронида говорят о том, что подмечали за ним прозорливость, что по его молитвам происходили исцеления. Иногда было достаточно просто подойти под благословение, чтобы прекратилась мучившая человека головная боль. Батюшка запрещал рассказывать о таких случаях, и сам их никогда не афишировал. Лаврский насельник схиигумен Онуфрий (Талац) вспоминал удивительный случай, приоткрывающий завесу тайны молитвенного подвига и духовной высоты будущего владыки:

«Это произошло с епископом Зосимой (Давыдовым), когда он еще был послушником Игорем. Как-то его послали с поручением к отцу Крониду. А батюшка Кирилл очень строго учил нас, как нужно входить в монашескую келью: постучать один раз, два, три, и если брат не открывает и не отзывается, — смиренно уйти. Ведь мы не знаем, что в это время происходит за дверью кельи. Послушник Игорь так и сделал: постучал раз, другой, третий. Никто не отозвался, но оказалось, что дверь открыта, и Игорь ее чуть-чуть приоткрыл. И увидел, как архимандрит Кронид молится перед иконами, но молится, стоя не на полу, а оторвавшись от земли… Игорь тут же ушел, а чуть позже пришел к отцу Кириллу и все ему рассказал. И батюшка велел ему молчать до поры до времени. И об этом знали только владыка Зосима, батюшка Кирилл и я — и все молчали, пока были живы участники этого события. Но сейчас, я думаю, уже можно об этом сказать».

Отец Кронид видел духовную суть человека. Однажды он сказал аппаратчику кислородного завода, что тот будет священником. Сейчас Владимир Дитуна — протоиерей. А в другой раз он увидел, как на клиросе девушка читала кафизму. «Эта девушка будет монахиней», — сказал он находящейся в храме матушке. И действительно, эта девушка, Мария Соломаха, поступила в Кременецкий женский монастырь Святого Богоявления Тернопольской епархии, а через несколько лет приняла монашеский постриг с именем Анастасия. Сейчас она — игумения.

Святейший Патриарх Алексий II несколько раз предлагал отцу Крониду епископство, а также должность наместника в Оптиной пустыни. Еще раньше отец Кронид мог стать экономом Лавры. Однако каждый раз он смиренно просил не назначать его на высокие должности. Патриарх Алексий долгое время считался с нежеланием отца Кронида покидать Троице-Сергиеву Лавру, но в какой-то момент батюшку все же вызвали в Москву. «Я как раз выходил из монастырского корпуса, — рассказывал отец Петр Мостовой. — И увидел, как отец Кронид торопится куда-то. Спросил, что случилось. Оказывается, в Лавру пришла телеграмма. Его куда-то вызывают. Куда, зачем? Телефоны в этот момент почему-то не работали — ни в Лавре, ни в семинарии. Так он и не смог никуда дозвониться. И тогда пошел к схимнику Михаилу».

 

Слева направо: схиархимандрит Захария (Потапов; в монашестве отец Вонифатий), епископ Кронид (Мищенко), схиархимандрит Никон (Деев; в монашестве отец Никодим)

Когда отец Кронид вошел в келью схиархимандрита Михаила (Балаева), тот молился. Повернувшись к посетителю, он взял в руки крест-мощевик и осенил им отца Кронида. «Более не отказывайся. То, что тебе предлагают, принимай как волю Божию», — сказал старец. И добавил: «Кто славы ищет, от того она бежит. А того, кто от нее бежит, она сама находит». Крест, который схимник вручил отцу Крониду в знак своего благословения, благоговейно хранился у владыки до последнего дня.

16 сентября 1992 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II решением Священного Синода Украинской Православной Церкви отцу Крониду определено быть епископом Днепропетровским и Криворожским. 18 сентября того же года состоялось наречение, а 19 сентября, в день воспоминания Чуда архистратига Михаила, в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской Лавры совершилась архиерейская хиротония, которую возглавил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) в сослужении сонма архиереев.

 

При своем наречении отец Кронид сказал: «В это тяжелое время, которое испытывает наша Церковь от людей, оскверняющих ее, сеющих смуту в народе Божием, мы должны отстаивать чистоту святого Православия, а для этого, если понадобится, то отдать и самую жизнь, дабы исполнить завет Христов».

За относительно краткий срок своего архиерейского служения Преосвященный епископ Кронид немало сделал для укрепления Православия в Днепропетровской епархии и на Украине. Он принадлежал к тем исключительным людям, в которых гармонично соединились широкие познания, огромное трудолюбие, рассудительность, мудрость и монашеская молитвенная настроенность. Владыка являл собой тот образ духовника, к которому обращались как к источнику спасения и кладезю мудрости.

 

Протоиерей Николай Несправа, которого рукополагал владыка Кронид, вспоминает: «Он был удивительным проповедником, искренним, душевным. Люди жаждали его проповедей. Для меня, бывшего семинариста, он являл собой поразительный опыт духовничества. Епископ Кронид — редкое, потрясающее явление даже в нашей Православной Церкви, где так много ярких личностей. Он казался олицетворением голоса Церкви, голоса правды. Был далек от многих официальных мероприятий, что у некоторых вызывало раздражение. Но он всегда оставался монахом, человеком, погруженным в свой внутренний мир. Его авторитет был непререкаемым. Он четко стоял за веру. И видно было, что он и до смерти будет стоять за веру».

 

Своей доступностью владыка Кронид напоминал верующих первых времен христианства. Его двери всегда были нараспашку. Любой человек мог обратиться к архипастырю со своей бедой. Те, кому выпала возможность общаться с владыкой, считают это милостью Божией. Секретарь Днепропетровской епархии отец Валентин Цешковский, чьим духовником владыка был еще во времена жизни в Лавре, очень обрадовался, узнав о назначении отца Кронида на епископскую кафедру. «Молитва была для него, в прямом смысле, как дыхание. Он с человеком разговаривал и одновременно за него молился. Иисусовой молитвой молился постоянно. С четками не расставался. Очень службу любил. В повседневной жизни довольствовался самым простым. Строго соблюдал монашеские обеты. Он был воплощением святости», — делился воспоминаниями о любимом духовнике отец Валентин.

 

Однажды владыке Крониду приснился сон: он сидит за большим столом вместе с другими священниками, и тут входит преподобный Лаврентий Черниговский. Преподобный обходил всех по очереди, возле каждого останавливался и что-то тихо говорил. Подойдя к владыке Крониду, он ласково похлопал его по плечу и сказал: «А этот — нашего рода».

 

В 1993 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых в чине преподобного. Владыка Кронид приехал на этот праздник в родной Чернигов, чтобы лично подготовить мощи святого для поклонения. Он отдал для облачения мощей преподобного Лаврентия свои монашеские одежды и делал все с такой любовью и благоговением, что митрополит Черниговский Антоний (Вакарик) заметил: «Да, владыка, приобрел ты себе молитвенника на небесах».

 

Епископ Кронид приехал в Чернигов с двумя келейниками — Петром и Андреем (ныне игумен Корнилий, смотритель Троицкого собора Лавры). Андрей незадолго до приезда в Чернигов сильно поранил ногу. Рана воспалилась, и ему предлагали лечь в больницу, но это значило бы отказаться от поездки. И Андрей поехал, уповая на милость Божию и помощь преподобного Лаврентия. На следующий день от раны остался лишь маленький крестик из двух шрамов, стянувших края вчерашней раны…

 

После подготовки мощей преподобного Лаврентия Черниговского к поклонению епископ Кронид и его келейник Петр вышли на улицу. Был теплый августовский вечер. Помолчав, владыка неожиданно сказал: «В жизни всякое может случиться. Прошу тебя, Петя, если со мной что-то произойдет, не оставляй матушек, что живут в моем доме. Присмотри за ними». Петр опешил, настолько безмятежность вечера не сочеталась с этими словами. Как он потом вспоминал, мороз пробежал по коже. Но тут же ответил поспешно: «Конечно, владыка! Все мы люди смертные. Не волнуйтесь за матушек».

 

6 сентября 1993 года вечером владыка Кронид перешагнул порог архиерейских покоев со словами: «Как я устал». Келейник испугался — он никогда не видел епископа таким. Владыка прилег на постель и попросил позвать священника, ожидавшего в приемной. Разговаривал с ним он уже лежа. Потом знаком попросил подать ему частицу мощей преподобного Лаврентия Черниговского, на открытии мощей которого был всего лишь две недели назад. Из последних сил перекрестился, приложился к частице мощей и потерял сознание. Врачи реанимационной бригады шесть часов боролись за его жизнь, но безуспешно.

Преосвященный владыка Кронид отошел ко Господу 7 сентября 1993 года и был погребен в ограде кафедрального Троицкого собора Днепропетровска. На его памятнике начертаны замечательные слова, определяющие всю его жизнь и архипастырскую деятельность: «Словами учил любомудрию, примером жизни — смирению».

 

Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры XX–XXI веков. Избранные жизнеописания / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2024. С. 8–14.

 

(113)