Святитель Серапион родился в подмосковном селе Пехорка в семье священника местного Покровского храма[1]. С раннего возраста Серапион хотел принять монашество, но родители были против. Уступая их желанию, он вступил в брак, а затем принял сан священства, служил вместе со своим отцом в Покровской церкви. Через год скончалась его матушка, и Серапион принял монашеский постриг. Ради успокоения родителей он и после пострижения остался служить в Покровской церкви.
Когда родители скончались, Серапион раздал родительское имущество бедным и поступил в Дубенский Успенский монастырь, который был основан преподобным Сергием и состоял в ведении Троицкого монастыря. После кончины настоятеля братия упросили Серапиона принять на себя управление обителью. Новый игумен прославился своими духовными подвигами и столько потрудился для обители, что ее стали называть пустынью Серапиона. Желая предаться богомыслию и строгому иноческому житию, Серапион сложил с себя настоятельство и перешел в Троицкий монастырь, которым управлял тогда игумен Симон (Чиж)[2]. В 1495 году, когда он стал митрополитом Московским, игуменом Троицкой обители по выбору митрополита и великого князя был поставлен Серапион. 15 января 1506 года повелением великого князя Василия III Иоанновича игумен Серапион был хиротонисан во архиепископа Новгородского. Святитель управлял епархией в тяжелые для Новгорода времена, когда город постигли страшные напасти — моровое поветрие и сильнейший пожар, унесшие жизни около двадцати тысяч человек.
Много скорбей перенес святитель в Новгородской епархии. Самым тяжелым бременем явилось отстранение от управления епархией по недоразумению со светскими властями и преподобным Иосифом. В 1509 году святитель был сослан на покаяние в московский Спасо-Андроников монастырь. Новгородцы скорбели о разлуке с добрым пастырем. После архиепископа Серапиона Новгородская кафедра оставалась вдовствующей семнадцать лет.
Низложенный святитель сперва пытался найти правду. Писал из своего заключения митрополиту Симону: «Вспомни, святой отец, с какими обетами я был поставлен и что ты заповедал мне. Не обещал ли я сохранить заповеди и уставы Церкви, никого не боясь, не обещался ли я всегда стоять за правду? Тогда ты дал мне власть вязать и решить…»
Позже ему перестанет быть важным отстоять свою правоту. Сердце смирится, душа кротко попросит спокойствия и того минимума устроенности, который помогает хранить благодушие. Тогда святитель все простит великому князю, примирится с умирающим митрополитом Симоном, а вскоре и с преподобным Иосифом. И даже смиренно попросит помощи у Волоцкого игумена. И тот исхлопочет ему разрешение переехать на покой в Троицкий монастырь.
В 1511 году святитель вернулся в Сергиеву обитель. Здесь он в непрестанном подвиге богомыслия и молитвы проводит последние годы жизни, сподобившись от Господа дара прозорливости и чудотворения.
Перед кончиной святитель принял схиму. 16 марта 1516 года, простившись с братией и причастившись Святых Таин, он скончался со словами на устах: «Господи, в руце Твои предаю дух мой».
Архиепископа Серапиона погребли на южной стороне Троицкого собора, где прежде располагалась келья преподобного Сергия. На этом месте позднее была обустроена названная по имени святителя Серапионова палата.
В Троицком монастыре местное почитание святителя Серапиона началось после 1559 года, когда его мощи были открыты, переложены в новый гроб и снова погребены. В XVII веке установилось почитание владыки Серапиона в Новгородской епархии. В церковных грамотах 1628 и 1654 годов он призывается на помощь вместе с другими прославленными Новгородскими святителями. В чине поставления епископа 1646 года испрашивается заступление и архиепископа Серапиона.
Память святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, совершается 16/29 марта, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Основной источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021.С. 179–181.
[1] Покровский храм в настоящее время расположен на северной стороне Щёлковского шоссе в бывшем селе Пехра-Покровское, ныне части города Балашиха.
[2] Симон (Чиж), святитель, митрополит Московский и всея Руси (Чиж, †1511). С 1490 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. Имел прозвище Чиж, о чем сообщает Летопись Типографская (ПСРЛ. Пг., 1921. Т. 24. С. 213). 6 сентября 1495 г. избран и наречен на Московскую митрополию. 20 сентября 1495 г. хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Московского и всея Руси. Великий князь сам вручил главе Русской Церкви пастырский жезл и обратился к нему с приветственной речью. После посвящения митрополит Симон ездил вокруг города «на осляти», причем осла водил под ним боярин великого князя. В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе 1503 г., созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ Ивану III о монастырском землевладении. Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого. Принимал активное участие в Соборе 1504 г. против ереси жидовствующих. Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между святителем Серапионом и преподобным Иосифом Волоцким. Незадолго до смерти митрополит Симон «по великого князя слову» взял «прощение» у святителя Серапиона. Святитель Симон – муж непорочной жизни, великого смирения, украшенный всеми добродетелями, был весьма начитанным человеком, прекрасно знал Священное Писание и каноническую литературу. Об этом свидетельствуют его собственные сочинения и обращенные к нему послания (святителей Новгородских Геннадия и Серапиона, преподобного Иосифа Волоцкого). Митрополит Симон был хорошим иконописцем; известна написанная им икона Божией
Матери Владимирская.
(165)