О воинах-монахах Александре Пересвете и Андрее Ослябе сохранилось мало достоверных сведений. Предполагается, что оба происходили из боярского рода Брянского княжества. Воспитывались они в благочестивых семьях, укрепляя дух постом и молитвой, а тело — физическими упражнениями и военной подготовкой.
По одним сведениям, Александр Пересвет принял монашеский постриг в ростовском Борисоглебском монастыре, основанном по благословению преподобного Сергия Радонежского. По другим данным, оба инока были пострижены в монашество в Троицком монастыре самим Преподобным. Александр и Андрей весьма преуспели в монашеском делании, а до принятия монашества слыли искусными воинами. Перед сражением с полчищами Мамая на Куликовом поле в 1380 году святой великий князь Димитрий Донской приехал к преподобному Сергию в Троицкий монастырь за благословением и попросил его: «Дай мне из своего полка двух воинов — Александра Пересвета и брата его Андрея Ослябю, и ты с нами вместе поборешься». (Слово «брат», как считают исследователи, могло обозначать в устах князя не только кровное, но и духовное родство.) Преподобный Сергий повелел инокам, которых назвал князь Димитрий Донской, готовиться к отъезду. В тяжелой обстановке того времени Игумен земли Русской считал важным противопоставить ордынцам не только военную, но и духовную силу.
Преподобный Сергий облек Александра Пересвета и Андрея Ослябю в великую схиму и сказал им на прощание: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь, как добрые воины, за веру Христову». По преданию, Александр Пересвет перед битвой пришел в келию к отшельнику, который жил при часовне святого Димитрия Солунского, покровителя православного воинства (святого великомученика видели на небе в самый день Куликовской битвы, он помогал одолеть врага). Часовня располагалась в Рязанском княжестве, приблизительно в сорока километрах от Куликова поля и в семи — от города Скопина. Помолившись, Александр Пересвет оставил здесь свой большой и тяжелый посох, вырезанный из яблоневого дерева.
На этом месте князь Димитрий Донской основал впоследствии Димитриевский Ряжский монастырь. До революции там хранился посох Александра Пересвета, которому благочестивые люди приписывали целительную силу (после закрытия монастыря посох передали в краеведческий музей Рязани).
Александру Пересвету надлежало побороться с ордынским богатырем Челубеем, наводившим ужас на многих. Поединок длился недолго: воины ударились копьями и поразили друг друга насмерть. Тем не менее подвиг Александра Пересвета воодушевил русские полки.
Куликовская битва завершилась победой православного воинства. Благословение преподобного Сергия и мужество защитников родной земли помогли одолеть неприятеля. В древних источниках говорится о том, что на Куликовом поле сложил свою голову и Андрей Ослябя. Участие троицких иноков в Куликовской битве имело не только военное, но прежде всего духовное значение.
Оба инока были похоронены в Москве в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В XVII веке имена Александра Пересвета и Андрея Осляби были включены в святцы.
Память преподобных воинов Александра и Андрея совершается 7/20 сентября и 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 51–53.
(253)