Старец Алексий (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился в Москве 17 января 1846 года в семье потомственного священника, настоятеля церкви Симеона Столпника за Яузой протоиерея Алексия Соловьева. Пел в церковном хоре и с самого раннего возраста прислуживал в алтаре отцу. В 1866 году окончил Московскую духовную семинарию, женился и был рукоположен в сан диакона. С 1867 по 1895 год отец Феодор служил диаконом в храме святителя Николая Чудотворца в Толмачах. Он обладал прекрасными вокальными данными, читал и возглашал четко и выразительно, так что прихожанам были хорошо слышны и понятны все слова. Вскоре отец Феодор стал одним из самых известных диаконов в Москве.
В 1872 году от скоротечной чахотки умерла его жена. На руках у диакона остался четырехлетний сын. Отец Феодор тяжело переживал обрушившееся на него горе. Овдовев, он задумал оставить мир и уйти в монастырь, но близкие убедили его не бросать сына, а сначала воспитать его, а потом привести в исполнение свое намерение. После усиленной молитвы и долгих раздумий он согласился и в течение 25 лет жил в Москве, с нетерпением ожидая окончания образования сына, которое тот получил в Высшем техническом училище.
В 1895 году отец Феодор принял священнический сан и перешел в Успенский собор Московского Кремля. Через два года он был единогласно избран духовником соборного причта. В 1898 году отец Феодор стал протопресвитером и был награжден камилавкой. В том же году, дождавшись женитьбы сына, он поступил в Смоленскую Зосимову пустынь и принял монашеский постриг с именем Алексий в честь святителя Алексия, митрополита Московского.
Первыми его монастырскими послушаниями стали клиросное пение и совершение богослужений, затем — обучение молодых монахов Закону Божию. Некоторое время спустя отец Алексий был назначен духовником обители; его духовными детьми, кроме паломников, стали многие монахи, а через несколько лет и сам игумен. В 1903 году он был награжден наперсным крестом.
Во время Великого поста 1906 года отец Алексий тяжело заболел воспалением легких и уже готовился к кончине, однако после соборования он поправился. С того времени старчество и духовничество стали его главными послушаниями.
3 февраля 1908 года старец Алексий ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: государственные деятели и архиереи, священники, монахи и монахини из разных монастырей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами отца Алексия были святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна и схиигумения Фамарь (Марджанова), в 1908 году основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пустынь посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новоселова: С. Н. Булгаков, священник Павел Флоренский и другие. Под свое духовное руководство старец взял и будущего настоятеля Николо-Толмачевского храма священномученика Илию Четверухина с супругой.
Отец Алексий обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Его отличали удивительное смирение и благорасположение к людям. Любовь к ближним он ставил выше поста и молитвы.
Здоровье отца Алексия от большого напряжения со временем становилось все хуже. Он неоднократно просил у игумена Германа благословения уйти в полный затвор, на что получил разрешение 6 июня 1916 года. Но уже через год, 15 июля 1917 года, старцу пришлось выехать в Троице-Сергиеву Лавру на монашеский съезд, где он был избран членом Всероссийского Поместного Собора.
А 5 ноября того же года старец Алексий сыграл историческую роль, приняв участие в избрании Патриарха жребием и вытащив из ларца записку с именем Тихона, митрополита Московского.
Пробыв в Москве до весны 1918 года, старец вернулся в Зосимову пустынь. 28 февраля 1919 года иеромонах Алексий был пострижен в схиму с тем же именем, но в честь святого Алексия, человека Божия.
Отец Алексий остро переживал обрушившиеся на Церковь гонения. После революции Зосимова пустынь превратилась в сельскохозяйственную трудовую артель. Резко сократилось число паломников. Но монастырский устав соблюдался строго, богослужения совершались по-прежнему. В мае 1923 года пустынь была закрыта, и насельники обители разошлись кто куда.
Отец Алексий с келейником переехал в город Сергиев (так назывался Сергиев Посад в 1919–1930 гг.). Там они поселились в доме духовной дочери старца. До 1925 года отец Алексий еще немного ходил, несколько раз добирался до храма. Позже он все больше сидел в кресле, а потом полулежал на кровати.
Преподобный Алексий (Соловьев) скончался 19 сентября 1928 года и был погребен на Кукуевском кладбище города Сергиева. В 1953 году старец был перезахоронен на Старом кладбище города Загорска, а 25 июля 1994 года его честные останки перенесли в возрожденную Зосимову пустынь. Ныне они почивают в Смоленском соборе обители рядом с мощами преподобного Зосимы.
В 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил иеросхимонаха Алексия (Соловьева) к лику святых для общецерковного почитания. Память его совершается 19 сентября/2 октября, 5/18 ноября — в день памяти Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 240–243.
(106)