14 и 15 марта в Троице-Сергиевой Лавре молитвенно вспоминают раба Божия Георгия, принявшего мученическую кончину в 1938 году, и его супругу Софию, чья жизнь оборвалась через пять лет в исправительно-трудовом лагере. Вся их жизнь явилась подвигом – подвигом спасения святынь, подвигом деятельной любви к ближним, подвигом исповедничества и мученичества. Чета Олсуфьевых с группой единомышленников фактически спасли подавляющее большинство бесценных сокровищ и важнейших построек Лавры от гибели, и сегодня мы воздаем им дань памяти и благодарности.
Граф Юрий Александрович Олсуфьев – русский искусствовед, реставратор и музейный деятель, духовный сын оптинского старца преподобного Анатолия (Потапова). Окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1902 году женился на Софье Владимировне Глебовой и поселился в родовом имении – в усадьбе Буйцы Тульской губернии, где широко занимался благотворительностью, построил детский приют и школу. Продолжил работу, начатую его отцом, возглавив Комитет по строительству храма во имя преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Автором проекта стал архитектор А. В. Щусев. Софья Владимировна Олсуфьева, супруга графа, много сделала для организации при храме монастырской общины и мастерских шитья, сама вышивала для храма хоругви и плащаницу. В доме четы Олсуфьевых хранился крест с частицей мощей преподобного Сергия Радонежского, который должен был быть пожертвован в храм.
Предполагалось, что эта святыня сделает церковь местом паломничества, но осуществиться этому было не суждено. Строительство храма было закончено в 1917 году, уже после отъезда Олсуфьевых в Сергиев Посад. Вскоре после этого монашескую общину при церкви разогнали.
Из найденных на Куликовом поле крестьянами предметов Олсуфьев составил археологическую коллекцию с описанием. «Так у него собрался настоящий музей, в котором была, например, такая ценность, как медный монашеский крест, найденный на Куликовом поле. Из летописей известно, что только два монаха находились в рядах русского воинства – Пересвет и Ослябя. Пересвет был убит в единоборстве с татарским богатырем Челубеем.
Следовательно, крест принадлежал ему… Софья Владимировна была глубоко верующей. Когда наступила революция, она видела сон, будто к ней явился святой Сергий и сказал, чтобы она поселилась около его гроба. Она исполнила его волю», – воспоминал в своих мемуарах «Записки уцелевшего» князь Сергей Михайлович Голицын.
Явление преподобного Сергия во сне не сразу было воспринято как знак свыше. Супруга рассказала сон Юрию Александровичу. Вместе они решили, что пока ничего предпринимать не будут: снам доверять не стоит. Но после того как сон повторился еще дважды, чета поехала за советом в Оптину пустынь к преподобному Анатолию, и тот благословил срочно переезжать. Присутствие Олсуфьева «у гроба Преподобного» в то тяжелейшее для Лавры время сыграло исключительную роль в сохранении ее святынь.
Так весной 1917 года Юрий Александрович с женой и сыном покинул усадьбу и купил дом в Сергиевом Посаде на Валовой улице.
Граф Олсуфьев стал активным членом Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, затем работал в Сергиевском историко-художественном музее (1918–1928). Здесь он совершал подвиг спасения лаврских святынь, проявляя при этом исключительное мужество. Юрий Александрович разработал план архитектурной и живописной реставрации Троицкого собора, занимался приобретением строительного кирпича для реставрационных работ, остеклением икон Троицкого собора, колоколами лаврской колокольни, исследовал иконы ризницы и храмов, миниатюры в книгах лаврской библиотеки, работал с архивами архиепископа Никона (Рождественского), а также решал множество других вопросов.
Когда стало известно о предполагаемом вывозе из Лавры мощей преподобного Сергия и возможном их уничтожении, в марте 1920 года по благословению Святейшего Патриарха Тихона тайно вместе с отцом Павлом Флоренским граф Олсуфьев скрыл честную главу Преподобного.
Несмотря на сложное финансовое положение, Олсуфьевы старались помогать другим. В своем доме на Валовой улице они приютили две дворянские семьи: Мансуровых и Комаровских. Когда тяжело заболел русский религиозный философ и писатель Василий Васильевич Розанов, Софья Владимировна оказывала ему помощь, присутствовала при его кончине, а также взяла на себя все хлопоты по его похоронам. В 1939 году Софья Владимировна навещала тяжелобольную дочь Розанова в одной из московских больниц, а через какое-то время забрала ее к себе и заботилась о ней. Также в голодные 1920-е годы под руководством графа Олсуфьева в Сергиевом Посаде была образована сельскохозяйственная артель.
В 1925 году местные власти предприняли попытку создать «дело», арестовав несколько так называемых «бывших» людей. Олсуфьеву при этом было предъявлено обвинение: «Из бывших дворян, имел связь с контрреволюционными монархически настроенными элементами, проводил контрреволюционную деятельность в целях свержения существующей советской власти». Однако вскоре он за недостатком улик был освобожден.
Весной 1928 года в центральной и местной печати развернулась травля «бывших», живших в Сергиеве. Особенно доставалось священнику Павлу Флоренскому и графу Юрию Александровичу Олсуфьеву, авторам книги «Амвросий, троицкий резчик XV века», вышедшей в 1927 году и вызвавшей ожесточенные нападки на ее авторов в печати. Олсуфьев тогда успел уехать из города, избежав ареста. Жил с женой Софьей Владимировной под Москвой, работал в Центральных реставрационных мастерских, потом — в Государственной Третьяковской галерее. Занимаясь спасением произведений древнерусской живописи — икон и фресок — Юрий Александрович изъездил всю центральную часть России, весь Север, Новгородскую и Псковскую области. Супруга повсюду сопровождала мужа. Нет никаких сомнений: чета Олсуфьевых жила ради того, чтобы хранить сокрытую главу преподобного Сергия и спасать святыни, которые еще можно было спасти.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. Т. 2. С. 228–231.
(202)