Игумен Максимилиан (в миру – Михаил Григорьевич Марченко) родился 9 сентября 1871 года в семье казаков в селе Поповка Конотопского уезда Черниговской губернии. Михаил получил домашнее образование. В 1891 году он пришел в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и через пять лет, 4 февраля 1896 года, был зачислен в число братии послушником. До 1902 года исполнял послушание канонарха. 30 марта 1902 года послушник Михаил принял монашеский постриг с именем Максимилиан[1], 5 февраля 1904 года он был рукоположен во иеродиакона и нес послушание при гробе преподобного Сергия. 15 апреля 1910 года епископ Феодор (Поздеевский) совершил рукоположение отца Максимилиана во иеромонаха. 14 ноября 1912 года иеромонах Максимилиан был назначен помощником благочинного Лавры, а с марта 1913 года был блюстителем церкви Сошествия Святого Духа. В послужных списках отмечалось, что отец Максимилиан был «весьма хороших качеств и весьма способен к послушаниям».
Во время пребывания в Лавре иеромонах Максимилиан состоял при хождении с образом-складнем преподобного Сергия и 25 августа 1914 года, через месяц после начала Первой мировой войны, он был командирован с этой иконой в Ставку Главнокомандующего. По отзывам протопресвитера Георгия Шавельского, «кроме совершения богослужения в штабной церкви, на отце Максимилиане лежала обязанность обслуживания нужд ставочного лазарета. Простой и неученый, но добрый, сердечный, услужливый, и при том со всеми ласковый и словоохотливый, отец Максимилиан скоро стал общим любимцем: и больных и врачебного персонала». Незадолго до возвращения в Троице-Сергиеву Лавру, 27 апреля 1915 года, за усердие, проявленное в военное время, иеромонах Максимилиан по Высочайшему соизволению был представлен к ордену Святой Анны III степени.
В 1918 году отец Максимилиан был назначен исправлять должность уставщика Троицкого собора, позднее был возведен в сан игумена. Кроме того, он нес послушание лаврского сторожа.
Осенью 1918 года началась конфискация имущества Троицкой обители. В ноябре 1919 года лаврская братия была внезапно выселена в Гефсиманский скит, и вскоре там была создана трудовая артель из монашествующих. В списке насельников Лавры за 1919 год, которые вошли в монашескую артель при Гефсиманском ските, числился и игумен Максимилиан. Часть лаврских монахов была оставлена Комиссией по охране памятников старины и искусства Троице-Сергиевой Лавры для охраны Лавры и в дальнейшем Сергиевского историко-художественного музея, созданного на основе ценностей Лавры. Вначале были оставлены 43 монаха, которые образовали так называемую «малую Лавру». В их числе был и отец Максимилиан (Марченко), который работал сторожем музея. В 1926 году оставленные при музее монахи были уволены. В 1928 году отец Максимилиан находился в Черниговском скиту, куда все лаврские монахи были переселены из Лавры в конце октября 1919 года.
22 мая 1928 года отец Максимилиан вместе с другими монахами был арестован по делу «антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области» и водворен в Бутырскую тюрьму Москвы. При аресте ему было предъявлено обвинение в «покушении на зам. агитпропа Костомарова». Поводом послужил выстрел в ночь с 11 на 12 мая возле дома Костомарова. Было разбито окно. Фотографии разбитого окна печатали в газетах. Сам Костомаров мирно уехал в Москву. Обвинение гласило, что группа «черносотенных элементов» готовила покушение на некоего Костомарова, заместителя руководителя местного агитпропа – Агитационно-пропагандистский отдел ЦК партии. На самом деле это было следствие против «бывших» людей, которые после революции обосновались в г. Сергиевом Посаде. Тогда в городе арестовали и заключили в Бутырку 80 человек. Большая часть арестованных были людьми, так или иначе связанными с Лаврой. В список заключенных в Бутырку попали семнадцать монахов, три профессора…и другие «активные церковники». Наказание в виде административной высылки с лишением права проживать в шести областях. Некоторые монахов выселили в Среднюю Азию, Архангельск. Самому суровому наказанию тогда подвергся только отец Максимилиан.
6 августа 1928 года он был приговорен по обвинению в антисоветской деятельности по статье 58–10 УК РСФСР «как бывший монах, не сочувствующий социалистическому строительству», к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Со 2 июля 1928 года до 1931 год игумен Максимилиан отбывал заключение в Соловецком лагере особого назначения. Вернувшись из лагеря, он стал служить в церкви Всех святых при Кукуевском кладбище.
21 октября 1935 года отец Максимилиан вновь подвергся аресту. Вместе с ним были арестованы архимандрит Маврикий (Полетаев) и другие монахи Троице-Сергиевой Лавры, служившие при Кукуевской церкви, а также некоторые прихожане. При аресте им было предъявлено обвинение в «существовании контрреволюционной монархической группировки духовенства и церковников во главе с монахом-архимандритом Маврикием и монахом-игуменом Максимилианом».
В протоколе следственного дела было записано, что «в г. Загорске возвратились из ссылки и поселились на жительство монахи “б[ывшей] Сергиевской лавры” – Марченко М. Г., он же игумен Максимилиан, во время империалистической войны служил попом в ставке б[ывшего] царя Николая II-го… Марченко и Полетаев восстановили свои связи с б[ывшими] монахами “Сергиевской лавры” и контрреволюционно настроенными церковниками. Марченко, Полетаев, Кондратьев, Климов, Графов и Крестников объединились в тесно спаянную к/р группировку, объединили вокруг себя б[ывших] монахов, монашек и к/р настроенных церковников, …распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР, призывали верующих объединиться и встать на защиту Православной Церкви, [обосновывали] окружающим необходимость организации нового церковного управления из людей безусловно преданных Церкви, которые будут защищать интересы верующих перед советской властью…
Марченко, Полетаев, Крестников и Кондратьев в к/р целях прославляли могилу “старца Алексея”, похороненного на Кукуевском кладбище, распускали провокационные слухи о якобы имевшихся случаях исцеления на его могиле, организовывали паломничество верующих на могилу, по пути обрабатывая их в а/с духе… На основании вышеизложенного Марченко М. Г. обвиняется в том, что он является участником к/р группировки, среди окружающих распространял к/р провокационные слухи о появлении “антихриста”, скорой погибели всех безбожников, хранил книжку русского мыслителя, духовного писателя и православного общественного деятеля Сергея Нилуса, которую давал читать своим знакомым».
8 января 1936 года игумен Максимилиан был приговорен Особым Совещанием при НКВД СССР к трем годам ссылки в Казахстан по обвинению в том, что он якобы «являлся участником контрреволюционной группировки, распускал контрреволюционные слухи о войне и гибели советской власти, хранил и распространял книгу контрреволюционного содержания “Нилуса”». Из Бутырской тюрьмы, где содержались монахи и миряне, арестованные по «Делу духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием», отец Максимилиан был отправлен в Казахстан, в поселок Кармакчи Кзыл-Ординской области. Во время ссылки он сблизился c духовенством, подчинявшимся архиепископу Ташкентскому Борису (Шипулину).
25 декабря 1937 года игумен Максимилиан вновь был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности». На допросе он отказался признать себя виновным: «Я никогда, находясь в ссылке, контрреволюционной работы не проводил, – отвечал он следователю. – Да, действительно, в Кармакчах был дом богомоленья, который я посещал систематически, Богу молился, и там было всегда по 4–5 человек, но антисоветской агитации я там не проводил». Несмотря на показания, игумену Максимилиану было предъявлено обвинение в том, что, «находясь в ссылке и будучи по-прежнему враждебно настроен против советской власти, систематически проводил к/р агитацию». По показаниям привлеченных свидетелей, отцу Максимилиану приписывались следующие слова: «Пишут, что свободное исправление обрядов, а на самом деле не дают развернуться религиозной работе и сразу же все наши начинания пресекаются. Так что совзаконам не верил и верить не буду». Высказывались также свидетельства, что он говорил: «Надо объединяться, чтобы сохранить православную веру».
30 декабря 1937 года тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила игумена Максимилиана (Марченко) к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Он был отправлен в лагерь, располагавшийся в поселке Чемолган Алма-Атинской области. В 1938 году он скончался в лагере, о чем есть свидетельство священника Александра Ивановича Дмитриева, который был осужден одновременно с отцом Максимилианом 30 декабря 1937 года и вместе с ним отбывал свой срок (он вышел из лагеря в 1947 г., проведя в лагере все десять лет).
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 13–16 августа 2000 года, игумен Максимилиан (Марченко) был причислен к святым Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских.
Память преподобномученика Максимилиана совершается в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, а также 14 (27) октября[2].
[1] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1; Д. 16079 (1902 г.). Л. 2.
[2] Память прмч. Максимилиана (Марченко), новомученика Радонежского // Свято-Троицкая Сергиева Лавра [Электронный ресурс]. URL: http://stsl.ru/news/all/pamyat-prmch-maksimiliana-marchenko-novomuchenika-radonezhskogo; Игумен Максимилиан (Марченко Михаил Григорьевич) // Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. [Электронный ресурс]. URL: http://www.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/spc_1_foto/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPrBk9X6n**
(203)