Одной из ярких страниц трагического ХХ века на Радонежской земле явилось так называемое «Дело Ипполита», по которому проходил и был приговорен к расстрелу преподобномученик Кронид (Любимов) — последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры перед ее закрытием в 1920 году. Так кто же такой этот загадочный Ипполит? Чем он так не угодил властям? Почему именно его именем назвали дело по обвинению в контрреволюционной деятельности, создании монархической группировки, сохранении нелегального монастыря, поддержке находившихся в ссылках и тюрьмах и вернувшихся оттуда монахов Лавры? Несмотря на такое громкое дело, имя игумена Ипполита не обрело широкой известности, его подвиг по большей части остался тайной, скрытой от посторонних глаз. Однако «не может светильник сокрыться под спудом» (см. Мф. 5, 15), и с годами тем или иным образом стали открываться подробности жизненного пути и исповеднического подвига братского духовника Троице-Сергиевой Лавры.
Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев) родился 31 января 1855 года в городе Новогеоргиевске Херсонской губернии в семье военно-рабочего. Получил домашнее образование. В возрасте 18 лет приехал в Троице-Сергиеву Лавру, где около десяти лет трудился в числе неуказных послушников. В 1884 году получил от гражданских властей увольнение и был определен в указные послушники Лавры. Исполнял послушание писаря при канцелярии казначея Лавры.
27 марта 1888 года был пострижен в мантию в Гефсиманском скиту — вместе с будущим наместником Лавры преподобномучеником Кронидом, с которым впоследствии проходил по одному делу. 25 сентября 1890 года отца Ипполита рукоположили во иеродиакона, через пять лет — во иеромонаха. В 1895 году иеромонах Ипполит назначен на должность библиотекаря Лавры. 29 сентября 1897 года Духовный собор Лавры утвердил его одним из шести штатных «гробовых» иеромонахов, служивших у мощей преподобного Сергия. С этого времени отец Ипполит начал активно заниматься благотворительной и миссионерской деятельностью, оказывая помощь училищам, гимназиям и церковно-приходским школам. Для Благовещенской школы села Благовещенье близ Троице-Сергиевой Лавры он стал не только устроителем и благотворителем, но и попечителем, построив деревянный дом, снабдив его всем необходимым и оказывая регулярную помощь. Также отец Ипполит много лет был уполномоченным представителем Лавры в Императорском православном палестинском обществе.
13 февраля 1901 года, по рекомендации благочинного Лавры, отцу Ипполиту добавили послушание: «Принимая во внимание строго нравственное поведение иеромонаха Ипполита и достаточную сравнительную начитанность в святоотеческих писаниях…», он был назначен блюстителем Зосимо-Савватиевской церкви и духовником богомольцев. Духовничество стало основным служением отца Ипполита на всю его дальнейшую жизнь. В 1905 году его назначили братским духовником. «Местом для исповеди братии и богомольцев Духовный собор назначает церковь во имя Всех святых, что под Успенском собором».
Примерно в это время отец Ипполит познакомился с Александрой Васильевной Васильевой, которая стала его духовной дочерью и оставила после себя небольшую записную книжку с рисунками, душеспасительными словами и короткими назидательными стихами отца Ипполита. Все изречения были написаны каллиграфическим почерком и оригинально оформлены. В этих записях в полной мере отражены любовь батюшки к родной Лавре и монашескому призванию. Основные темы эскизов — храм или часовенка в лесу, одинокий путник, дорога, уходящая вдаль, избушка-келья с отшельником на пороге… «Труды и забавы инока Сергиевы Лавры», как называл свои рисунки сам отец Ипполит, и сегодня впечатляют. Здесь можно увидеть много интересных изречений старца, выраженных в шутливой стихотворной форме, однако по сути своей очень глубоких и назидательных:
«Ты и я живем, придет пора — помрем.
И люди все живут, в конце концов — помрут».
Первая запись — «Мир Вам» — была сделана в 1906 году, последняя — «Конец всему. Венец тому, кто честно жил, Христа любил» — написана 29 апреля 1924 года. Выполненные в течение восемнадцати лет эскизы и записи донесли до нас облик мудрого и любящего старца, желающего всем спасения.
Однако батюшка не был всегда елейно добрым. В случае необходимости он мог сказать и обличительное слово. Неся послушание духовника в сложное предреволюционное время, он часто сталкивался с маловерием и излишним попечением о земных проблемах. В одной из своих проповедей он говорил: «Вы должны в эти кратковременные два часа забыть все земное, дабы истинно подготовиться к тому великому и неоцененному Таинству, к которому вы готовились, и если не можете остановить мысль суетную, греховную, то, по крайней мере, остановите слово, над которым вы имеете власть и за которое вы дадите ответ Богу…»
В 1914 году отца Ипполита по просьбе ректора Академии назначили духовником студентов Московских духовных школ. К 1917 году он становится одним из почитаемых старцев Лавры. Однако грозовая туча, окутавшая Отечество, уже подступала и к стенам Троице-Сергиевой обители… 1 августа 1918 года отец Ипполит написал в дневнике А. В. Васильевой пророческие слова: «Велико наше преступление, что так долго длится наше наказание». И действительно, наказание растянулось на десятилетия…
10 ноября 1919 года Сергиевский исполком принял постановление о ликвидации Троице-Сергиевой Лавры как монастыря. За неделю до этого, ночью 3 ноября 1919 года, в Лавре неожиданно был произведен обыск, братия была изгнана из стен обители. После выселения братии из Лавры отец Ипполит некоторое время жил в Черниговском скиту. С этого времени для него начался новый путь — путь странничества. Он останавливался в разных селениях между Сергиевым Посадом и Пушкино, часто посещал богослужения в Смоленской церкви села Софрино. В Сергиевом Посаде отец Ипполит бывал в доме монахини Евфросинии (Барановой) на ул. Кирова, 76. В этом доме после закрытия Лавры и ее скитов хранились многие иконы (в том числе и чудотворная Черниговская икона Пресвятой Богородицы), тайно совершалась литургия. Служили изгнанные из Лавры монахи и проезжавшие через город гонимые священники. Здесь же старец устроил маленькую мастерскую, где создал альбом пейзажей, выполненный в сложной технике акварели и гуаши с доработкой пером и тушью. На титульном листе альбома старец пером изобразил Голгофу.
Отец Ипполит был одарен не только художественными талантами. В Лавре хранится предание, что он является автором «Акафиста об усопших», который в 1955 или 1956 году переписала Александра Сергеевна Домбровская (в с. Черни Тульской обл.), благодаря чему этот гимнографический памятник дошел до наших дней.
Для своих духовных чад в тяжелые 1920-е годы отец Ипполит оставил письменное назидание всего в четырех словах: «Берегитесь, наблюдайте, терпите и молитесь». В последние годы жизни он, уже почитаемый старец, мало разговаривал, юродствовал. В любое время года ходил по улице в одном подряснике, босой, из-за чего у него опухали и болели ноги. Спал на полу или в гробу. Первый раз игумена Ипполита пытались арестовать в 1928 году — по делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в г. Сергиево Московской области». Тогда старцу было около 73 лет. Пришедшим его арестовывать он ответил: «Дайте мне одеться, я пойду оденусь. А то что же, я — босой и раздевши, я замерзну. Подождите здесь, а я пойду оденусь». Он вышел, прошел черным ходом, и его не смогли найти.
Последние десять лет старец тайно жил в доме Николая Михайловича Сычева на ул. Правая Штатная, 5. В этом доме располагался «домашний монастырь» – здесь молились изгнанные из Лавры монахи. В ноябре 1937 года, когда органами НКВД было возбуждено дело против лаврского наместника архимандрита Кронида, кроме него самого, по этому делу проходили Н. М. Сычев, многие братия и жильцы его дома. В обвинении говорилось: «Идейными руководителями этой контрреволюционной группировки являлись наместник бывшей Троице-Сергиевой Лавры, в прошлом пользовавшийся особым расположением бывшего царского дома Романовых, ярый монархист Любимов Константин Петрович, и бывший благочинный Загорского и других районов, дворянин протоиерей Баянов Дмитрий Федорович. Эта контрреволюционная монархическая группировка монахов и духовенства сохранила до последних дней продолжение Троице-Сергиевой Лавры как нелегальный монастырь, с сохранением лаврского уставного порядка взаимоотношений между собой и [по отношению] к архимандриту Крониду; сохранялся старый, особо монастырский порядок церковной службы по подобию прежней службы в Троице-Сергиевой Лавре в церкви Петра и Павла, а после ее закрытия в церкви Кукуевского кладбища; открывались филиалы нелегального монастыря на домах, как например в доме крупного загорского домовладельца и торговца Сычева Николая Михайловича, где проживало 6 монахов и монашки в маленьких комнатках — подобиях келий — с “прозорливцем”, старцем Ипполитом [Яковлевым — бывший духовник Лавры] и игуменом Никодимом….» В оперативной разработке дело носило название «Ипполит». Вероятно, отец Ипполит, как братский духовник, вызывал особую ненависть у сотрудников НКВД.
82-летнего старца пришли арестовывать 21 ноября, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Батюшка лежал больной, с высокой температурой. Он упросил оперативников прийти за ним на следующий день. Но забрать его они не успели — в ночь на 22 ноября 1937 года старец преставился.
Игумен Ипполит был погребен на Никольском кладбище Сергиева Посада, недалеко от могилки Гефсиманского старца Варнавы (Меркулова). Со временем территорию закрытого в 1952 году Никольского кладбища начали застраивать, и родственникам разрешили перезахоронение останков на действующее Северное кладбище. У старца Ипполита не было родственников, зато оставались духовные чада, чтущие его память. Среди них были блаженные Поля и Катя, жившие в добровольной нищете в Пушкино.
Блаженная Катя много лет бесплатно работала санитаркой, выхаживая самых тяжелых больных, а блаженная Поля, сломав бедро, оказалась обездвиженной. По благословению отца Ипполита она не стала делать операцию, чтобы обеим подвижницам иметь возможность спасаться: Поле — терпением, а Кате — уходом за ближним. Так они жили около двадцати лет.
Имея желание спасти могилу духовного отца, они попросили содействия в этом вопросе у своей помощницы Анны Евсеевны Юшиной. В день Архистратига Божия Михаила Анна поехала к местным властям писать заявление на перезахоронение «родного отца». Всю дорогу она в страхе молилась святителю Николаю. Не зная мирских имени и отчества игумена Ипполита, она указала его в заявлении не как Ивана Степановича, а как Михаила Николаевича — в честь Архистратига Михаила и святителя Николая. И произошло чудо — никто не обнаружил ни ошибки в имени, ни того, что Анна Евсеевна не приходилась старцу родственницей. Перезахоронение останков было разрешено. Узнав об этом, лаврский духовник архимандрит Кирилл удивленно заметил, что «простая женщина пришла и получила разрешение, а мы вот всей братией не можем получить разрешение на перезахоронение старца Варнавы Гефсиманского». И наконец, когда и это разрешение было получено, 17 октября 1970 года братия Лавры перенесли останки старцев Варнавы и Ипполита, оставивших нам в назидание пример своей исповеднической жизни, на Старое (Северное) городское кладбище Сергиева Посада.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
(165)