Патриарх Московский и всея Руси с 1945 по 1970 год, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
17 апреля – день памяти Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского, † 1970), возглавлявшего Русскую Православную Церковь с 1945 по 1970 год – в сложные годы возрождения после лютых гонений, которые едва ослабли, как начались хрущевские… Будучи правящим архиереем города на Неве, владыка Алексий не оставил свою паству в блокаду, со всеми разделяя голод, тяготы, скорбь, исполняя призыв Господа: Утешайте, утешайте народ Мой (Ис. 40:1).
Святейший Патриарх Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился в Москве 27 октября 1877 года в старинной дворянской семье. Родителями его были Владимир и Ольга Симанские (мать — урожденная Пороховщикова). Учился в Лазаревском институте восточных языков (1888–1891) и Московском лицее Цесаревича Николая (1891–1896). В 1899 году окончил юридический факультет Московского университета с ученой степенью кандидата юридических наук. Проходил военную службу в Самогитском полку (1899–1900). В 1904 году окончил Московскую Духовную академию, получив ученую степень кандидата богословия. 9 февраля 1902 года принял монашеский постриг в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры[1], 17 марта был рукоположен во иеродиакона, в декабре 1903 года посвящен в сан иеромонаха. В 1904–1906 годах — инспектор Псковской Духовной семинарии; в 1906–1911 годах — ректор Тульской Духовной семинарии в сане архимандрита, затем ректор Новгородской Духовной семинарии и настоятель монастыря Преподобного Антония Римлянина.
28 апреля 1913 года в Софийском соборе Новгорода хиротонисан во епископа Тихвинского Патриархом Антиохийским Григорием IV. 21 февраля 1921 года назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии.
В октябре 1922 года епископ Алексий был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осужден и сослан на три года в город Каркаралинск (Казахстан). В марте 1926 года вернулся в Ленинград и, будучи архиепископом Тихвинским, продолжил борьбу с обновленчеством. Затем — архиепископ Хутынский, управляющий Новгородской епархией, с мая 1932 года — митрополит Старорусский, с августа 1933 года — митрополит Новгородский, с октября 1933 года — митрополит Ленинградский.
В блокадном Ленинграде он не разлучался с паствой: совершал богослужения, проповедовал, ободрял верующих, вселяя надежду на то, что «победа достается упованием на Бога, венчающего торжеством оружие правды»[2].
8 сентября 1943 года митрополит Алексий участвовал в Архиерейском Соборе, избравшем на Патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского). После его кончины (15 мая 1944 г.) стал Местоблюстителем Патриаршего престола.
2 февраля 1945 года на Поместном Соборе был избран Патриархом Московским и всея Руси. Его по праву можно назвать Патриархом-объединителем. При Патриархе Алексии был преодолен обновленческий раскол в Русской Церкви, ликвидирована Брестская уния в западных епархиях, потянулись в лоно родной Церкви православные русские люди, оказавшиеся за рубежом. Были созданы высшие административные структуры церковного управления: Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел, Учебный комитет, Хозяйственное управление, Пенсионный комитет. В годы его предстоятельства было восстановлено из руин немало разрушенных храмов и открыто несколько монастырей, прежде всего — Троице-Сергиева Лавра (1946). Были также открыты Духовные семинарии в Загорске, Ленинграде, Минске, Киеве, Ставрополе, Луцке, Львове, Таллинне, Одессе, Вильнюсе. Была напечатана Библия. Стала выходить богослужебная литература, сборник «Богословские труды». При активном посредничестве Патриарха Алексия в 1945 году Константинопольский Патриарх снял отлучение с Болгарской Церкви. Зарубежные визиты Патриарха Алексия, а также прибытие в Москву делегаций Поместных Церквей способствовали укреплению межцерковных связей в православном мире. В 1948 году была дарована автокефалия Польской Церкви, в 1951 году — Чешской Церкви, в 1970 году — Американской, и в том же 1970 году — автономия Японской Церкви. В 1948 году по инициативе Патриарха Алексия в Москве состоялось Совещание глав и представителей Автокефальных Православных Церквей. Русская Церковь, пятая в православном диптихе, предстала перед всем миром как столп вселенского Православия.
На долю Первосвятителя выпал тяжелый крест — отстаивать интересы Церкви в период хрущевских гонений. Его мудрость, высокий духовный авторитет и принципиальность сыграли важную роль в сохранении освященного веками строя церковной жизни. Патриарх был удостоен многих церковных наград, а также четырьмя орденами Трудового Красного Знамени; в 1949 году получил звание Почетного доктора Московской Духовной академии. 4 февраля 1970 года Русская Православная Церковь праздновала 25-летие интронизации Его Святейшества. Через несколько дней, 17 апреля, Патриарх Алексий почил. Многие вспоминали, что в этот день резко похолодало и пошел сильный снег.
Свое завещание он заключил следующими словами: «Паству, вверенную мне Господом в этой жизни, — знаемых и незнаемых рабов Божиих — да хранит Господь в мире и благополучии. Верую, что духовное общение наше не прекратится, а по общей нашей молитве усилится и по отшествии моем в вечность»[3].
Основной источник: Пострадавшие за Христа на Радонежской земле в годы гонений и репрессий ХХ века. Синодик с краткими биографическими справками [в 2 т.] / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. Т. 1. C. 11–14.
Владыка Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном Соборе 2 февраля 1945 года. В тот год была Пасха долгожданной Победы! Приведем воодушевляющее и сегодня слово Святейшего к этому дню:
…Слава и благодарение Богу!
Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих…
…Бог посрамил дерзкие мечты злодеев и разбойников, и мы видим их теперь несущими грозное возмездие за свои злодеяния.
Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру.
Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной.
Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный.
Если во время войны в непоколебимой вере в конечное торжество правого дела мы победоносно преодолели все трудности, все лишения, все тяготы на фронте и в тылу, то с какою же удвоенной силой мы примемся за воссоздание наших городов, из которых каждый – герой войны; наших дорогих и священных памятников, – всего того, что создала могучая воля и державная мощь нашего великого народа.
С благоговением вспоминая подвиги нашего доблестного воинства и тех наших близких и родных, кто положил за наше счастье временную жизнь в надежде восприять вечную, – мы никогда не перестанем молиться о них и в этом будем черпать утешение в скорби о потере дорогих сердцу и укреплять свою веру в бесконечное милосердие Божие к ним, отошедшим в горний мир, и во всесильную помощь Божию нам, оставленным для продолжения земного подвига и для благоустроения жизни во всем мире.
Да исправится же молитва наша, яко кадило пред Господом.
Да пройдет небеса.
Да принесена будет святыми молитвенниками за землю Русскую к Престолу Господню.
Бог мира да продолжит благословения Свои на родную землю нашу и да споспешествует вождям и правителям нашим мирным оружием государственной мудрости и правды побеждать всё, что враждебно миру и благу великого Отечества нашего и совокупными трудами народов-победителей установить во всем мире такой порядок, при котором невозможно было бы повторение ужасов войны.
Святую Церковь нашу в лице ее архипастырей, пастырей и верных чад призываю с таким же усердием и с такою же пламенной верой молиться о мирном преуспеянии нашей страны, с какими она молилась в годину испытаний за победу над врагами нашими. И да будет эта молитва так же благоугодна пред Богом.
«Благословен еси, Боже, звери укротивый и погасивый огнь…» (Канон службы Похвалы Божией Матери).
Аминь.
[1] Восприемником при постриге стал старец Иасон, Иеромонах Иасон (Голицынский), родился в 1835 г. Духовник Гефсиманского скита Свято-Троицкой Лавры. 29 ноября 1877 г. пострижен в монашество. 25 апреля 1884 г. рукоположен в иеродиакона, 17 августа того же года — во иеромонаха. 20 ноября 1897 г. утвержден братским духовником в скиту. Исправлял должность ризничего в скиту и послушание библиотекаря. Преставился 17.04.1904 (РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Д. 25025. Л. 154 об. – 155).
[2] Из обращения митр. Алексия, прочитанного во всех храмах Ленинграда в Вербное воскресенье 1942 г. Подробнее см.: Алексий (Симанский), митр. Пасхальные дни в Ленинграде // Правда о религии в России / Под ред. митр. Николая (Ярушевича). М.: Московская Патриархия, 1942 г. С. 256–261.
[3] Подробнее см.: Никитин, В. А. Патриарх Алексий I: Служитель Церкви и Отечества. М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии, 2013.
(7)