ТРОИЦКИЙ ПАТЕРИК. 16 ОКТЯБРЯ (3 ОКТЯБРЯ СТ. СТ.) – ДЕНЬ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО АНТОНИЯ (МЕДВЕДЕВА), АРХИМАНДРИТА РАДОНЕЖСКОГО

«Во обители Преподобнаго Сергия /

был еси пастырь и учитель словесному стаду,

отче Антоние…»

(стихиры на стиховне)

 

Преподобный Антоний (в миру Андрей Медведев) родился 6 октября 1792 года в селе Лысково Макарьевского уезда Нижегородского наместничества в семье вольноотпущенного крестьянина, повара князя Е. А. Грузинского. Отец умер, когда ему было четыре года, в семье осталось четверо детей. Мать дала мальчику христианское воспитание, он обучился грамоте и стал учеником аптекаря при больнице в Лыскове. Впоследствии князь Грузинский поручил ему заведование больницей. Андрей обладал прекрасным голосом, пел в церковном хоре.

 

В 1812 году был прикомандирован к Нижегородскому ополчению. Ввиду недостатка врачей получил официальное разрешение на врачебную практику. Под влиянием настоятельницы Арзамасской Алексеевской женской общины игумении Олимпиады (Стригалевой), с которой он находился в духовном общении, Андрей Медведев решил принять монашество. По указанию своего небесного покровителя преподобного Андрея Критского, явившегося ему во сне, в 1818 году Андрей Медведев стал послушником в Саровской пустыни. Пробыв в Саровском монастыре около полутора лет, он поступил в Высокогорскую пустынь, находившуюся примерно в четырех верстах от Арзамаса. Вначале на него была возложена обязанность пономаря. Также он занимался врачеванием, и многие обращались к нему за медицинской помощью.

 

27 июня 1822 года Андрей Медведев был пострижен в монашество с именем Антоний в честь преподобного Антония Киево-Печерского. 20 июля того же года епископ Нижегородский Моисей рукоположил его во иеродиакона, а 22 июля — во иеромонаха. После того как преподобный Серафим Саровский разрешил свой обет молчания, отец Антоний пользовался его советами и наставлениями.

 

В 1824 году, совершая паломничество к киевским святыням, иеромонах Антоний посетил Троице-Сергиеву Лавру, а в Первопрестольной был представлен архиепископу Московскому Филарету (Дроздову). Знакомство с иеромонахом Антонием, по словам святителя, произвело на него сильное впечатление.

 

9 июля 1826 года епископ Нижегородский Мефодий назначил отца Антония строителем Высокогорской пустыни и присутствующим в Арзамасском духовном правлении. Благодаря его усердным трудам пустынь вскоре стала процветающей.

 

В понедельник первой недели Великого поста 1831 года отец Антоний получил от митрополита Московского Филарета письмо, к которому прилагался конверт, адресованный епископу Нижегородскому Афанасию. Митрополит Филарет предлагал отцу Антонию занять должность наместника Троице-Сергиевой Лавры, ставшую вакантной после кончины отца Афанасия, а Нижегородского владыку просил как можно скорее освободить будущего наместника Лавры от должности строителя Высокогорской пустыни и отправить его в Москву.

 

15 марта 1831 года в церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком Сухаревском подворье в Москве отец Антоний был возведен в сан архимандрита. 19 марта он прибыл в Троице-Сергиев монастырь. Не без страха и смущения отправлялся отец Антоний к новому месту служения, но вскоре, при поддержке московского святителя, освоился с обязанностями наместника Лавры.

 

Более 46 лет архимандрит Антоний бессменно управлял обителью, снизкав любовь и уважение насельников и богомольцев заботой о благолепии Лавры, торжественностью совершаемых им богослужений, общественной и благотворительной деятельностью. Но при всем значении внешней благотворительности важное место в его деятельности занимало духовное попечение о братии монастыря и обо всех, кто обращался к нему за советом и руководством.

 

Отец Антоний собирал переводы аскетических сочинений преподобного Паисия Величковского, содействовал изданию первого жизнеописания преподобного Серафима Саровского, помогал насельникам Оптиной пустыни в издании полезных для иночества книг. По поручению митрополита он просматривал переводы трудов преподобных Исаака Сирина и Иоанна Лествичника, когда шла подготовка к публикации их творений в Московской духовной академии. Митрополит Филарет избрал архимандрита Антония своим духовным отцом и нередко направлял к нему людей, нуждающихся в назидании и утешении. Как человеку, опытному в духовной жизни, святитель посылал ему для проверки некоторые из своих проповедей. Из переписки митрополита Филарета видно, что святитель не принимал ни одного важного решения как в управлении епархией, так и в государственных делах без согласования с отцом Антонием. Временами архимандрит Антоний тяготился заботами, связанными с управлением монастырем: он ощущал потребность в уединении и даже подумывал о том, чтобы оставить служение наместника и удалиться в тихий монастырь. Поскольку это не представлялось возможным, у преподобного Антония родилась мысль основать скит, в котором были бы созданы условия для безмолвия. Так возник Гефсиманский скит.

 

Тяжелым ударом для отца Антония стала кончина митрополита Филарета в 1867 году. Окружающие заметили, что после смерти владыки у наместника Лавры не стало прежней бодрости духа, которая составляла отличительную черту его натуры. В 1873 году он перенес инсульт, после которого заметно ослабел. Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) благословил устроить домовую церковь при келии архимандрита, где он изредка совершал литургию. Управление Лаврой было передано Учрежденному Собору. К отцу Антонию обращались за советом лишь в наиболее важных делах.

 

В 1876 году, когда началась война с Турцией, архимандрит Антоний у мощей преподобного Сергия благословил великого князя Николая Николаевича, командовавшего русскими войсками, а в январе 1877 года, собрав последние силы, приветствовал в Лавре государя Александра II и августейшую семью.

 

12 мая 1877 года архимандрит Антоний преставился ко Господу и был погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в южном приделе Свято-Духовской церкви, освященном во имя праведного Филарета Милостивого, рядом с митрополитом Московским Филаретом. В 1994 году после раскопок его святые останки были перезахоронены – вплоть до 1998 года они находились возле алтаря Духовского храма. Территориально это было около того места, где сейчас погребены архимандриты Кирилл (Павлов) и Наум (Байбородин).

 

Документы к прославлению архимандрита Антония (Медведева) в лике местночтимых Радонежских святых готовил лаврский архимандрит Георгий (Тертышников). Помнится, отец Георгий часто проходил между храмом и новой могилкой архимандрита Антония. Теперь понимаю – он молился отцу Антонию, готовя его житие и материалы к канонизации. По вечерам, на закате, на могилке горело много свечей, в тишине хотелось задержаться. Однажды, проходя мимо этого места, отец Георгий спросил меня, знаю ли я об этой могилке и об архимандрите Антонии. Я тогда ничего не мог ответить. Батюшка добродушно проронил: «Скоро узнаешь».

 

2 октября 1998 года архимандрит Георгий отошел ко Господу. И ровно через две недели после его преставления, 16 октября, состоялось обретение мощей и прославление преподобного Антония. Торжество возглавил Святейший Патриарх Алексий II. Честные мощи преподобного Антония были перенесены в Свято-Духовской храм Троице-Сергиевой Лавры, где незадолго до того находилось тело новопреставленного архимандрита Георгия. В настоящее время мощи находятся в Трапезном храме Лавры.

 

Память преподобного Антония Радонежского совершается 12/25 мая, 3/16 октября и 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

 

Основной источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 218-222.

Использованные материалы:

Троицкий патерик. Сергиев Посад: СТСЛ, 2015. С. 294–307; Георгий (Тертышников), архим. Антоний, прп., архим. / Архим. Георгий (Тертышников Я. Э. Зеленина // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 632–634; Георгий (Тертышников), архим. Архимандрит Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад: СТСЛ, 1996; Игумен земли Русской. Преподобный Сергий Радонежский. Сергиев Посад: СТСЛ, ХПП «Софрино», 2005. С. 314–317; Хибардин, И. Наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний (Медведев) // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 7. С. 11–16.

 

(53)