Преподобный Даниил — иконописец, учитель и сопостник преподобного Андрея Рублева. Как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII — начало XVIII вв.), авторы более ранних источников называют Даниила только по имени.
Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной. Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.
Последние свои труды иконописцы совершили в Троице-Сергиевой обители. В ней после обретения мощей преподобного Сергия преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря.
Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427–1430 годов, существовал некоторый временной разрыв — не менее 40 дней. В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами».
Сведения о месте погребения преподобного Даниила и преподобного Андрея Рублева в Андрониковом в честь Нерукотворного Образа Спасителя мужском монастыре «под старою колокольнею» содержатся в составе статьи старообрядческого монаха Ионы Керженского о преподобном Андронике Московском «Алфавита русских святых» 1807–1811 годов. В середине XVII века в Месяцеслове Симона Азарьина Даниил Черный и Андрей Рублев впервые названы преподобными. Так же они названы и в «Сказании о святых иконописцах», и в «Описании о российских святых…», а все написанные ими иконы характеризуются как святые и чудотворные.
Сохранился ряд изображений преподобного Даниила последней трети XVI–XX веков иконописного характера. Вместе с преподобным Андреем он представлен на миниатюре в одном из томов Древнего летописца (второй Остермановский том) в составе Лицевого летописного свода 70-х годов XVI века под 1408 годом. Наиболее важные свидетельства о преподобном Данииле находятся под 1408 годом в Троицкой летописи, составленной не ранее начала 20-х годов XV века, и в Духовной грамоте 1507 года преподобного Иосифа Волоцкого (слово десятое — «Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих»). Ценные, но несколько противоречивые сведения содержатся в Пространной редакции Жития преподобного Никона Радонежского, созданной иеромонахом Пахомием Логофетом в 1440–1443 годах, и в его Краткой редакции того же Жития 1443–1445 годов. Сведения из этой редакции повторяет глава «О проявлении мощей святого» Жития преподобного Сергия Радонежского в редакциях «Д» (50-е гг. XV в.) и «Е» (приблизительно 1525 г.).
Преставился преподобный Даниил Черный между 1427–1430 годами, память его совершается 13/26 июня, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 86–89.
(86)