Преподобномученик Макарий (в миру Павел Николаевич Телегин) родился 28 августа 1876 года в селе Летниково Бузулукского уезда Самарской губернии в семье крестьян Николая Карповича и Евдокии Феофановны Телегиных. В раннем детстве мальчику было чудесное явление. Какое точно, мы не знаем, но он заметно изменился. Все мирское его перестало интересовать. Уже будучи подростком, он нашел пещеру и удалялся туда для молитвы.
Первоначальное образование Павел получил в народном начальном училище. На семнадцатом году жизни он совершил паломничество в Киев. Здесь, у святынь Киево-Печерской Лавры, окончательно решил посвятить свою жизнь служению Господу в монашеском чине. Но исполнение этого намерения пришлось отложить на несколько лет: 1 января 1898 года он был призван в армию, в которой прослужил до 1902 года.
В 1905 году в 29-летнем возрасте Павел Николаевич поступил в Московский кафедральный Чудов монастырь и пять лет провел там на послушническом искусе. За это время окончил там монастырскую школу.
8 октября 1910 года Павел был зачислен в монастырь послушником и нес клиросное послушание. 22 января 1911 года он был пострижен в монашество и наречен Макарием, 1 февраля того же года рукоположен во иеродиакона, а 6 сентября 1913 года – во иеромонаха.
С началом Первой мировой войны в августе 1914 года иеромонах Макарий был откомандирован в действующую армию и служил священником при 400-м подвижном госпитале. Из фронтовой командировки он возвратился в Чудов монастырь 12 октября 1915 года. За труды, понесенные во время боевых действий, отец Макарий был награжден наперсным крестом.
После закрытия Чудова монастыря в 1918 году иеромонах Макарий в течение четырех лет, вплоть до своего ареста, служил на Московском подворье Троице-Сергиевой Лавры.
3 апреля 1922 года в Сергиевский храм Троицкого подворья пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Члены комиссии действовали нарочито грубо и кощунственно, и отец Макарий в лицо назвал их грабителями и насильниками. Тут же последовал его арест и заключение в тюрьму. Позднее на допросе он свидетельствовал, что члены комиссии, снимая ценные украшения с Горнего места в алтаре, опирались ногами о престол, против чего ему и пришлось возмутиться.
Иеромонах Макарий был одним из 54-х арестованных по делу об изъятии церковных ценностей, или так называемому «Московскому судебному процессу 1922 года».
По словам древнего святого – преподобного Макария Великого, «хотящий благоугодить Богу, надеющийся стать через веру сонаследником Христу (Рим. 8:17) и старающийся подражать Господу, чтобы и самому назваться духовным сыном Божиим, прежде всего должен, запасшись долготерпением и стойкостью, мужественно переносить разнообразные встречающиеся на его пути скорби, тесноту, гонения, будь то телесные болезни и страдания, или людские поношения и обиды, или разные невидимые тяготы, насылаемые на душу от злых духов, желающих ввести ее в расслабление, отчаяние и нетерпение и тем помешать ей войти в Царство, по устроению Господа». В день окончания процесса в последнем своем слове, предавая свою жизнь в руки Божии, отец Макарий кротко сказал: «Аще имеете вы судить по вашим законам, то судите». Находясь в тюрьме, он говорил заключенным вместе с ним священникам: «Жду – не дождусь встречи с Господом моим Христом».
8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: одиннадцать человек, включая отца Макария, были приговорены к расстрелу – десять священников и один мирянин, Сергий Тихомиров.
После суда они были доставлены в одиночный корпус Бутырской тюрьмы и размещены в камерах по одному. После того как стало известно о приостановлении исполнения смертного приговора, осужденные с разрешения начальника тюрьмы подали ходатайство о смягчении условий содержания, но оно было отклонено.
В тот же день Сталин подал записку членам Политбюро: «Московский суд приговорил к расстрелу одиннадцать человек, из них большинство попы… Каменев предлагает ограничиться расстрелом двух попов. Прошу голосовать “за” или “против” предложения… Каменева. Я лично голосую против отмены решения суда». Состоялось голосование: Ленин, Троцкий, Сталин и Зиновьев проголосовали за смертный приговор.
На следующий день Святейший Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании. Однако 18 мая 1922 года на заседании Политбюро было принято решение о расстреле приговоренных – правда, пяти вместо одиннадцати. «Относительно нижеперечисленных лиц – московских благочинных протоиереев о. Христофора Надеждина и о. Александра Заозерского; священника Василия Соколова, иеромонаха Макария Телегина и мирянина Сергия Тихомирова – необходимо прийти к заключению, что по обстоятельствам дела и по характеру их личности не имеется данных, могущих повлиять в сторону смягчения приговора». О иеромонахе Макарии в протоколе Политбюро говорилось как об «активном непримиримом враге Рабоче-Крестьянского правительства и всего Советского строя, яром монархисте, …подтвердившем свою непримиримость на суде».
26 мая 1922 года иеромонах Макарий (Телегин), протоиереи Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, и мирянин Сергий Тихомиров были расстреляны вместе с группой других заключенных. Чтобы нельзя было узнать в них лиц духовного звания, их подстригли и обрили. Погребены они на Калитниковском кладбище в безвестной могиле.
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, состоявшегося 13-16 августа 2000 г., иеромонах Макарий (Телегин) был причислен к святым Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских. Дни его памяти совершаются 13 (26) мая, а также в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских.
Иеромонах Пафнутий (Фокин), 26 мая 2023 г.
(136)