Схиархимандрит Никон (в миру Валентин Васильевич Деев, в монашестве архимандрит Никодим) родился в 1936 году в городе Юрьеве-Польском — на родине преподобного Никона Радонежского, чье имя он получил при постриге в великую схиму. По словам батюшки, рождение пришлось на день Боголюбской иконы Божией Матери, 1 июля, однако официальные документы были утеряны, и позже, когда их восстанавливали, ошибочно была внесена дата 13 июня. По причине болезненного состояния младенца крестили через несколько дней после рождения, в храме во имя святых бессребреников Космы и Дамиана города Юрьева-Польского, дав имя Валентин — в честь святого мученика Валентина.
Воспитывался Валентин в благочестивой семье. Его мама, Пелагея Ивановна, была духовной дочерью преподобного Алексия (Соловьева), старца Зосимовского, а сестра мамы была инокиней. История ее рождения удивительна. По рассказам отца Никодима, дети бабушки и дедушки умирали в младенчестве, и со своей скорбью родители обратились к местному священнику. Тот благословил написать икону Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» и посвятить первого родившегося после этого младенца Богу. Они так и поступили. После усердных молитв перед написанным образом у них родилась дочь Марфа, которая по достижении совершеннолетия приняла иноческий постриг и проводила жизнь в сугубом посте и молитве. Она собирала деньги на строительство Петропавловского женского монастыря в Юрьеве-Польском и юродствовала. Когда много лет спустя батюшкиного родственника (мужа его родной сестры) хотели в целях экономии похоронить в одной могиле с инокиней Марфой, лопата ударила в гроб матушки, и вдруг из-под земли вышел огонь. Все испугались и бросили приготовления к захоронению, решив устроить могилу в другом месте. Икону «Не рыдай Мене, Мати» батюшка всю жизнь хранил в своей келье и почитал как чудотворную.
В 16-летнем возрасте батюшка первый раз самостоятельно посетил Троице-Сергиеву Лавру. Он впервые увидел большое церковное торжество — в тот день служил Святейший Патриарх Алексий I, которого Валентин мечтал увидеть. Юноша был покорен службой, а особенно пением на молебне припевов «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас». Спустя короткое время дома за праздничным столом собравшиеся запели народные песни, а Валентин спел так понравившийся ему припев, что многих удивило. Это было проявлением зародившейся чистой, искренней любви к Преподобному, которую он пронес через всю свою жизнь, и предзнаменованием того, что он проведет ее в Сергиевой обители.
По окончании школы Валентин пытался поступить в медицинский вуз, но, не добрав баллов, был призван в армию, в ракетные войска. Валентина комиссовали на год раньше, по болезни. Ему тогда делали операцию, во время которой случилась остановка сердца. В это время его мама и сестра находились в паломничестве, где им удалось встретиться и поговорить с преподобным Кукшей Одесским. Они попросили молитв о воине Валентине. Старец переспросил: «О священнике Валентине?» Сестра и мать несколько раз громко повторили: «Нет, о воине Валентине!» — на что отец Кукша кивал и отвечал: «Хорошо, хорошо, помолюсь о священнике Валентине».
После прохождения срочной службы Валентин отправился в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. Лавра произвела на молодого человека такое сильное впечатление, что у него зародилось желание принять монашеский постриг. Разговорившись с одним монахом, он спросил, можно ли поступить в обитель, и получил совет сначала отучиться в семинарии, «а там уж и дорога к монашеству откроется». В Киеве тогда семинарии не было, и Валентин решил поступать в Московскую духовную семинарию. Когда Валентин объявил родителям о своем решении ехать поступать в семинарию, те поначалу испугались, потому что времена были сложные, власть притесняла верующих. Однако отговаривать сына они не стали. По словам батюшки, с этого времени его благочестивая мать усилила молитву и со слезами испрашивала Господа, чтобы любимый сын в священническом сане мог послужить Богу и людям.
В 1957 году, успешно сдав вступительные экзамены, юноша был зачислен в семинарию, по окончании которой продолжил образование в Московской духовной академии. Обучаясь на последнем курсе Академии, был принят в братию Лавры. Около полугода он нес послушание келейника братского духовника архимандрита Петра (Семеновых)[1].
Старец дал ему первые важные советы, как возрастать в духовной жизни, заложив крепкий фундамент, на котором отец Никодим стоял всю свою жизнь. Некоторыми советами он впоследствии делился с братией. Например, рассказывал, как отец Петр учил правильно прощать и просить прощения: когда ты кого-то обидел или тебя кто обидел — проси прощения сам, и при этом хорошо бы подарить книгу или коробку конфет. Советовал не ходить по кельям и у себя никого не принимать.
Отец Петр придерживался правил афонского монашества. По его словам, на Афоне, если кто пришел в келью и ему понравилась какая-то вещь, например икона, то хозяин должен обязательно ее отдать. Поэтому, если по необходимости пришел в келью к брату, то лучше не выказывать, что тебе что-то понравилось, а еще лучше вообще не ходить по кельям. Если пришел к кому по необходимости, то спроси и стой в коридоре, жди ответа. Отец Петр учил, что в монастыре важно не роптать на начальство, не жаловаться. Всех начальствующих принимать как посланных от Бога.
Вспоминая наставления отца Петра, отец Никодим говорил о необходимости меньше говорить, больше молчать — это помогает в терпении монастырских искушений.
2 апреля 1965 года послушник Валентин был пострижен в монашество в Троицком соборе архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени Никодим, в честь святого праведного Никодима (память в Неделю святых жен-мироносиц).
11 апреля 1965 года митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) в Богоявленском соборе Москвы рукоположил монаха Никодима во иеродиакона. Сразу после этого отца Никодима направили на послушание в Патриаршую резиденцию в Чистом переулке. 21 июля 1965 года, в день Казанской иконы Божией Матери, в том же соборе Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Никодима в сан иеромонаха. Примечательно, что в день иерейской хиротонии Патриарху сослужили митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) и архиепископ Таллинский Алексий (Ридигер) — два будущих Патриарха. В 1971 году отец Никодим был возведен в сан игумена. Батюшка нес послушание в Московской Патриархии семь лет. В 1972 он вернулся в Лавру, где был назначен смотрителем Троицкого собора. Это послушание отец Никодим исправно исполнял в течение десяти лет. Он вспоминал, что на разных послушаниях пребывал в среднем по десять лет. За усердное выполнение послушаний батюшка был удостоен медали Преподобного Сергия Радонежского I степени (1980 г.), ордена Преподобного Сергия Радонежского III и II степени (1981 г. и 1987 г.).
В 1989 году в следственном изоляторе Сергиева Посада был возобновлен ранее находившийся там храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», и священноначалие Лавры благословило игумена Никодима духовно окормлять заключенных. До 2004 года это было основным послушанием батюшки.
В 1990 году игумен Никодим был возведен в сан архимандрита. В 2014 году «во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 700-летием рождения преподобного Сергия» указом Святейшего Патриарха Кирилла архимандрит Никодим был награжден Патриаршим знаком «700-летие преподобного Сергия Радонежского». Из наград батюшка особенно ценил икону Пресвятой Троицы, подаренную в 2015 году к 50-летию монашеского пострига, наперсный крест, врученный в 2016 году к 80-летию, и икону преподобного Сергия, подаренную в 2017 году к 50-летию иерейской хиротонии.
Батюшка лично знал преподобного Симеона Псково-Печерского, Глинского старца преподобного Серафима (Романцова), Валаамского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича), схиигумению Марию (Горбатову), которая жила в затворе в Сергиевом Посаде. Бережно хранил переписку с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным). К своему 80-летию, в знак благодарности за прожитые в Лавре годы, батюшка составил наставления лаврским монахам — «Заветы Преподобного Сергия». В основу наставлений легли записанные беседы отца Никодима с послушниками обители, которые он часто проводил в беседке монастырского сада. Брошюра была издана в 2016 году ограниченным тиражом.
В личной беседе старец часто говорил о необходимости особого отношения к преподобному Сергию. Призывал научиться беседовать с преподобным Сергием как с живым, просить благословения у него на предстоящий день. Если есть возможность и время — читать акафист келейно. Батюшка сам старался неопустительно бывать на братском молебне Преподобному, который совершается у мощей в 5:30. Он приходил всегда, невзирая на немощи. Выходил загодя, шел долго, с остановками — больное сердце не позволяло дойти до храма сразу. Говорил, что чувствовал благословение преподобного Сергия, и если братский молебен приходилось пропустить, то день для него был потерян. У отца Никодима выработалась даже своя молитва к Преподобному: «Авва Сергие, благослови меня, исцели меня для покаяния и для добрых дел». Старец часто читал эту молитву в течение дня.
Из особого молитвенного правила отца Никодима братии запомнились его побуждения читать пятисотенное правило по четкам: 300 молитв Иисусовых, 100 Пресвятой Богородице, 50 Ангелу Хранителю и 50 всем святым — из практики старой Оптины, где читали это правило один раз в день перед иконами, с поклонами. Возможно, старец также выполнял это правило келейно, однако запомнилось почти непрестанное выполнение его в течение дня везде: в храме, в дороге…. Четки из рук он не выпускал. Как только заканчивал очередную пятисотницу, начинал следующую.
У старца была мечта-завет — чтобы братия монастыря каждый день совершали три крестных хода вокруг Успенского собора. Первый раз — с пением тропаря Пресвятой Троице, второй раз — Богородице, третий — преподобному Сергию.
Батюшка призывал братию не выходить из монастыря без особой необходимости и особенно не вмешиваться в семейные дела мирян.
Многие родственники старца были монашествующие. Двоюродная бабушка ходила пешком в Иерусалим, где ее постригли в иночество с именем Елена. Другая родственница, Ольга, наизусть знала все святцы и многие жития святых. Мама отца Никодима, его тетя (монахиня Марфа) и сестра – тоже монахини.
Отец Никодим приезжал на родину причащать тяжело больную маму. В молодости она хотела уйти в монастырь, однако родители распорядились по-другому: старшую сестру определили в монастырь, а ее благословили на замужество. Но вопрос с замужеством долго не решался. Тогда отец повез ее к старцу Алексию (Соловьеву) в Зосимову пустынь, которая тогда была приписана к Троице-Сергиевой Лавре. Старец успокоил отца и девушку, сказав: «Выходи замуж — дети твои станут монахами». Так и получилось: монахами стали и дети, она сама. И вот, когда мама умирала, отец Никодим попросил ее, если она угодила Господу, явиться ему во сне. Мама явилась и утешила сына… но тут прозвенел будильник. Отец Никодим тогда даже пошел к отцу Кириллу как бы с жалобой, почему такой чудесный сон внезапно прервался, на что отец Кирилл сказал: «Чудной ты, Никодим. Господь приоткрыл, что у них там все хорошо, а тебе — картинки показывай».
Последним послушанием отца Никодима в Лавре было поминовение имен при вынимании просфор. Его он исполнял до того времени, пока онкологическая болезнь не стала прогрессировать. С лета 2018 года батюшка никуда не выходил из кельи. Молился, перебирая четки и слушая молитвенное правило, которое ему читали келейники. Только единственный раз, после того как батюшку выписали из больницы, он на костылях дошел до мощей преподобных Сергия и Никона, с осознанием того, что поклоняется им в последний раз. Так и случилось. С этого времени и до самой кончины батюшка практически не вставал.
18 апреля 2020 года, в Великую Субботу, наместник Лавры епископ Парамон (Голубка) совершил в келье постриг архимандрита Никодима в великую схиму в честь преподобного Никона Радонежского. Многие из братии, присутствовавшие при постриге, отметили, что в это время на Гробе Господнем сошел Благодатный Огонь.
Схиархимандрит Никон всем сердцем любил преподобного Сергия и лаврскую братию. Он с уважением относился к каждому, будь то наместник, архимандрит или простой послушник. Фотографии многих насельников обители висели у него над кроватью, и даже в самые тяжелые моменты болезни батюшка не переставал горячо молиться за братию. В автобиографии в графе «Цель ухода в монастырь» отец Никодим в молодости написал: «Подготовка к встрече с Господом Богом». Эта желанная встреча состоялась 29 апреля 2020 года.
Основной источник: В служении Пресвятой Троице и преподобному Сергию. Братия Троице-Сергиевой Лавры. Годы преставления 2020–2021 / Сост. иером. Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. С. 5–14.
[1] Схиархимандрит Серафим (Семеновых; † 04.01.1971) — в монашестве отец Петр. Духовник братии Троице-Сергиевой Лавры. Его на этом послушании сменил отец Кирилл (Павлов) в 1971 году.
(177)