Игумен Виссарион (в миру Великий-Остапенко Василий Евстафьевич) родился 19 марта 1924 года в селе Сенча Полтавской области Украины. Во время Великой Отечественной войны вместе с родными был пленен фашистами. С 3 октября 1942 года по 29 марта 1945 года находился на каторжных работах в Германии, где работал на железорудной шахте, серьезно подорвав там свое здоровье. Впоследствии батюшка рассказывал, что часто пайком был черный хлеб, состоявший наполовину или даже больше из гнилой свеклы.
После освобождения, с 29 марта 1945 года и до 13 июня того же года, Василий Евстафьевич находился в русском лагере. Затем был отправлен в освобожденный советскими войсками город Ризу и был зачислен в 161-й запасной полк, с которым должен был совершить марш на Родину – до Восточной Украины. Шли пешком по 50, 55, 60 км в день. Военное начальство менялось почти каждые две недели, и всякий раз заставляли писать автобиографию, потому что работавших в Германии, в тылу врага, подозревали в шпионаже.
25 декабря 1945 года Василий был отправлен с 10-м Отдельным рабочим батальоном в город Сталинград, где работал до 19 марта 1946 года в 194-й стационарной мастерской в качестве автослесаря, а затем был переведен на строительство и работал в тресте «Культстрой» в качестве каменщика. Это были тяжелые и голодные времена, и вернуться домой в итоге получилось с большим трудом.
По возвращении в Россию Василий Евстафьевич поступил послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 10 апреля 1957 года в Сергиевском Трапезном храме Лавры пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Виссариона Египетского. Некоторое время инок нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Алексия I, жил в патриаршей резиденции в Переделкино. Позднее был рукоположен во иеродиакона, а затем — во иеромонаха.
В 1970–1973 годах батюшка проходил послушание в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре. Был возведен в сан игумена.
Последний 30 лет своей жизни батюшка провел в стенах родной ему Лавры. Накопив за годы разнообразных жизненных испытаний и подвига незаурядный духовный опыт, он стал одним из выразителей православного монашеского предания, представителем его русской традиции, одним из сонма верных учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского. Благодатная пастырская любовь привлекала к нему верующих из многих мест России, Украины — со всего Советского Союза. К нему постоянно обращались за утешением и наставлением. Среди духовных чад отца Виссариона были известные пастыри, общественные и церковные деятели современности. Он направлял своих чад по пути покаяния, самоукорения, евангельского делания, молитвы. При этом сам батюшка отличался истинным монашеским смирением.
Отец Виссарион был человеком глубокой веры, ему были открыты судьбы Божии. Батюшка обладал поэтическим даром, в изобилии писал стихи, некоторые из которых были положены на музыку. Поэзия игумена Виссариона по-монашески аскетична и проста, но одновременно и педагогична, проникнута святоотеческой мудростью. Это глубоко личная беседа человека с Богом, исполненная внутреннего сокрушения пред Создателем и доверия Его всеблагому спасительному Промыслу.
Игумен Виссарион преставился 12 марта 2015 года. Погребен на братском кладбище в селе Деулино.
Приведем несколько выдержек из писем старца к духовным чадам – свидетельств его пастырской любви и мудрости, полученной от Бога:
«Бог есть Любовь, и Господь держит человечество не для муки, а для вечного блаженства, для вечной радости. Чтобы заработать вечное блаженство, надо потрудиться – себя укорять, себя утруждать, себе не доверять. Надо постоянно славословить и благодарить Господа Бога…
Узкий и тернистый путь ведет нас в Царствие Небесное, поэтому не будем предаваться печали при встречающихся невзгодах. Все святые угодники претерпевали всякие скорби и, вооружаясь живой верой в Бога, отражали различные козни вражьи. Будем и мы подражать угодникам Божиим и, испрашивая у них молитвенной помощи, будем запасаться терпением и смирением…
Нам надо больше читать духовные книги, чаще молиться и следить за голосом своей совести, а также понуждать себя на всякое дело богоугодное, так как нуждницы наследуют Царствие Небесное. Особенно приятно для Господа, если мы посвящаем себя на служение Ему в юные годы…
Молитва есть пища для души. Поэтому нам надо постоянно призывать в молитвах Господа, чтобы помог нам хоть маленькое правило выполнять, не опуская, и оно будет нас сохранять от наветов вражиих. Очень опасно и вредно для души, если мы предаемся беспечности и лености…
Нам надо только постоянно иметь чистую совесть и предавать все на волю Божию. Помня, что Спаситель Человеколюбивый и никогда нас не оставит, если и весь мир ополчится против нас…
Укорение себя во всем – это верный путь к приближению к Богу, так как мы во многом повинны и ничем не можем восполнить, как только постоянным самоукорением. Да вразумит нас всех Христос…»
Основной источник: Лаврские фронтовики: подвиг братии обители преподобного Сергия в годы Великой Отечественной войны / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2022. С. 68–69.
(70)