«Господи, посли благодать Твою в помощь мне,
да прославлю имя Твое святое»
(из молитвы свт. Иоанна Златоуста)
Свято-Троицкая Сергиева Лавра является центром духовного просвещения, колыбелью русского богословия, выпустившей из своих стен сонм достойнейших иерархов, пастырей и мыслителей. Одним из них стал архимандрит Георгий (Тертышников). Плодом деятельности архимандрита Георгия как ученого богослова стали более 220 публикаций. «25-летие со дня кончины архимандрита Георгия (Тертышникова) — богослова, выдающегося радетеля о канонизации русских святых» отмечено в календаре Московской Патриархии среди главных юбилейных дат 2023 года. Его трудами были подготовлены материалы к канонизации Радонежских подвижников: родителей преподобного Сергия Радонежского – преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, преподобного старца Варнавы Гефсиманского, преподобного Антония (Медведева), преподобномученика Кронида (Любимова). За этой работой видится бесконечная любовь к своей родной обители – Свято-Троицкой Сергиевой лавре.
Любовь к лавре отец Георгий пронес через всю свою непростую жизнь. Но особое место в жизни батюшки занимал святитель Феофан Вышенский. Отец Георгий оказался первым исследователем в новейшей истории, который популяризировал наследие святителя Феофана, показав, что его труды актуальны во все времена и отвечают на многие сложные вопросы современного общества. Святитель Феофан всю свою жизнь посвятил поискам пути ко спасению, и отец Георгий старался следовать по этому пути, опираясь на наследие и духовный опыт святителя. Этому наследию посвящены кандидатская и магистерская диссертации архимандрита Георгия. Им были подготовлены материалы для канонизации Вышенского подвижника… Последние написанные отцом Георгием в этой жизни строки также посвящены святителю Феофану. Начатая им рукопись осталась незавершенной и лежала на рабочем столе келии отца Георгия в день его блаженной кончины, последовавшей 2 октября 1998 года.
Архимандрит Георгий оставил после себя богатое духовное наследие. В изучении творений святителя Феофана он объединил не только преподавателей и студентов духовных школ, но и светских исследователей. По его инициативе в различных городах России начали проводиться Феофановские чтения, Феофановские научные конференции и форумы. Первые Феофановские чтения прошли под руководством архимандрита Георгия в Рязани в январе 1994 года. В октябре прошлого года в Издательском совете прошли уже XVI Феофановские чтения — «Сотериология святителя Феофана». Эти встречи стали возможными во многом благодаря именно отцу Георгию.
И сегодня, в день 25-летия преставления архимандрита Георгия, хотелось бы вспомнить основные вехи жизни и деятельности этого удивительного лаврского подвижника.
Архимандрит Георгий (в миру Николай Иванович Тертышников) родился в Ставрополье в первый день Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года (в этом году ему исполнилось бы 82 года). По окончании школы он поступил в Ставропольское медицинское училище и окончил его с отличием. Прошел срочную службу в рядах Советской армии в военном госпитале в ГДР. После службы продолжил медицинское образование уже на Урале. В 1965 году поступил на вечернее отделение Оренбургского медицинского института и одновременно начал работать в медицинском пункте железнодорожного техникума.
В православной вере тогда Николая утверждали оренбургские подвижники благочестия: схиархимандрит Серафим (Томин) и протоиерей Стефан Акашев (в монашестве — иеромонах Серафим).
В 1966 году Николай Тертышников поступил в Московскую духовную семинарию. Именно здесь начинается тот путь, который был уготован отцу Георгию как ученому, пастырю, наставнику и проповеднику.
С первых лет обучения в семинарии в юноше чувствовалось стремление к монашеской жизни. Его сокурсники удивлялись, насколько мирным и смиренным было устроение его души. Насельник Лавры иеромонах Геронтий вспоминает: «Один из одноклассников отца Георгия по семинарии, живший с ним в одной спальне, замечал, что ночью, во время сна отец Георгий начинал вслух молиться. А когда человек и во сне молится, это говорит о высокой степени его духовности. “Аз сплю, а сердце мое бдит” (Песн. 5, 2). Это говорит о том, что еще с семинарской скамьи он обучался молитве Иисусовой. Всю жизнь он сохранял ее, потому был молчалив и очень осторожен в словах.
В 1969 году Николай Тертышников поступил в братию Троице-Сергиевой Лавры и 26 декабря, в день Пяточисленных мучеников, был пострижен в монашество в честь великомученика Георгия Победоносца. Из тех, кого тогда постригли вместе с отцом Георгием, ныне здравствуют митрополит Пантелеимон (Долганов) и лаврский архимандрит Илия. Духовным наставником новоначального стал известный пастырь и духовник Московских духовных школ схиархимандрит (тогда просто иеромонах) Иоанн (Маслов).
В начале 1970-х годов под руководством игумена Марка (Лозинского) отец Георгий (Тертышников), отец Георгий Глазунов и будущий архимандрит Елевферий (Диденко) совершили поездку в закрытую Вышенскую обитель. Там с 1938 года размещалась областная психиатрическая больница. Протоиерей Георгий Глазунов вспоминает: «Картина была грустная: выбитые окна, на полу в куче — дрова, бочки, кровати… Везде царил хаос, и в этом хаосе был погребен святитель Феофан…» Сначала очистили склеп от хлама, после чего обрели разломанный на части гроб. Череп святителя Феофана был разбит на три части. Там же, в склепе, обнаружили Евангелие святителя Феофана, кусочки облачения. Останки святителя были бережно собраны и с благоговением перенесены в Лавру. Здесь отец Георгий, имеющий медицинское образование, досконально их описывал, омывал, приводил в порядок. По благословению архимандрита Кирилла (Павлова) мощи святителя поместили в крипте Успенского собора. Долгое время об этом знали всего несколько человек.
С этого времени отец Георгий начал собирать материалы для канонизации святителя Феофана, которая состоялась в 1988 году. Накануне прославления честные мощи святителя были перенесены из Лавры в храм преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке, в нескольких километрах от Выши.
Период служения отца Георгия в Лавре и преподавания в Московских духовных школах был прерван осенью 1985 года, когда Учебным комитетом он был уволен из состава профессорско-преподавательской корпорации, отчислен из числа братии и выселен из Лавры. С этого момента в жизни отца Георгия начинается нелегкое время скитаний. Жил он тогда в разных местах, на разных квартирах в Посаде, в Струнино, в Москве… И часто бывал в Лавре. Не мог долго находиться вне родной обители. В одной из проповедей отца Георгия встречается такое выражение – «в Лавру приезжают подышать кислородом вечности». Наверное, любой лаврский монах, родившийся здесь духовно, вкусивший этого дыхания жизни вечной, не может находиться без него долго…
Что именно послужило конкретной причиной столь резкой перемены в жизни отца Георгия, сказать сложно. Преподобный Исаак говорит, что Бог не дает великого дарования без великого искушения. Можно предположить, что причина постигших отца Георгия скорбей, вероятно, кроется в том, что в течение трех лет, предшествовавших прославлению епископа Феофана, батюшка находился на высоте своей близости со святителем. И если считать прославление епископа Феофана в лике святых самым важным событием в жизни отца Георгия, то неудивительно, что эти плодотворные годы сопровождались особыми искушениями и скорбями.
Поворотным в жизни отца Георгия стал год празднования тысячелетия Крещения Руси. Государство начало постепенно отступать от агрессивных методов контроля, и многие из тех, кто был выслан, смогли вернуться в родные сердцу места. 28 августа 1988 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, архиепископом Владимирским Валентином (впоследствии митрополитом Оренбургским) отец Георгий был возведен в сан архимандрита. Вскоре ему разрешили вернуться в Лавру и возобновить преподавательскую и воспитательскую деятельность. С 1 сентября 1988 года он снова стал преподавать в семинарии догматическое богословие, катехизис, затем и гомилетику.
Будучи ученым монахом, внесшим свой вклад в церковно-историческую науку, отец Георгий при этом всегда оставался пастырем добрым и кротким. Лаврские духовники нередко присылали к нему и своих духовных чад с особенно сложными вопросами или обидами.
Духовное чадо архимандрита Матфея (Мормыля) Муза Викторовна Лисовская (недавно почившая на 93-м году жизни) говорила, что пожаловаться на отца Матфея она могла только отцу Георгию. «Когда рассказывала о своих обидах, отец Георгий искренне возмущался: “Ну как можно обижаться на отца Матфея? Вы же знаете, что он Лев (это его имя при крещении) и перед ним нужно только смиряться”». Старец умел найти теплые, добрые, утешительные слова, которыми снимал всю тяжесть с души приходящих.
Для студентов архимандрит Георгий был не просто преподавателем, но прежде всего воспитателем и наставником. Частенько на своих занятиях он рассуждал со студентами об их будущей пастырской деятельности, давая важные советы и приводя конкретные жизненные примеры. Лаврский насельник архимандрит Иеремия вспоминает забавный случай из своей студенческой жизни: «Однажды на занятии отец Георгий объяснял, от чего священникам желательно воздерживаться, что духовному лицу лучше не делать — например, не надо заниматься охотой или забивать скотину, это могут сделать другие люди. И вдруг один семинарист поднимает руку и спрашивает: “А если в комнату залетит муха, можно ли священнику ее ’давляше’?” Батюшка улыбнулся и не задумываясь ответил: “Лучше эту уникальную возможность предоставить матушке”».
Советы отца Георгия часто сопровождались наставлениями святителя Феофана и всегда отличались особой пастырской деликатностью и благодатным утешением. Игумен Анастасий (Казмирчук), заведующий библиотекой Лавры, вспоминает: «Однажды зимой после братского обеда братия во дворе Варваринского братского корпуса, как всегда, кормила голубей, кто-то тихо беседовал. Вдруг рядом появляется лаврский кот и, затаившись, посматривает на голубей и на братию, выжидая удобного момента для прыжка. Отец Георгий, проходя мимо и наблюдая эту картину, тихо улыбнулся, погрозил пальцем коту и сказал: “А с помыслами надо бороться”. Этот случай назидает братию до сих пор».
В один из последних дней сентября 1998 года отец Георгий собирался ехать на радио Радонеж для записи очередного выпуска. На вокзале в Посаде он сел в автобус, и уже в автобусе с ним случился инсульт. Его госпитализировали в Центральную больницу в Сергиевом Посаде. Лаврские отцы пособоровали уходящего старца и несколько раз причастили. Милостию Божией последний раз он приобщился Святых Христовых Таин за полчаса до кончины.
Совершая служение преподавателя, наставника, проповедника, ученого-богослова, пастыря, и духовника, отец Георгий оставался прежде всего монахом. И потому вопрос о монашеском пути всегда был для него одним из самых важных. На эту тему он не только произносил проповеди, но много говорил в частных беседах, особенно переживая за молодых иноков, стараясь укрепить вступивших на этот сложный путь. Главное делание на монашеском пути самого отца Георгия — исследование творений святителя Феофана — явилось для него не просто богословским делом, но переживанием богоспасительных истин.
По словам отца Георгия, творения и письма святителя Феофана — это не плод труда богослова-теоретика, а живой опыт деятельного подвижника, созидавшего свою духовную жизнь на основе Священного Писания и Священного Предания Церкви. Таким же деятельным подвижником, творящим собственную жизнь на основе духовного опыта святителя Феофана, увидели архимандрита Георгия и его современники. Вечная ему память.
Иеромонах Пафнутий (Фокин)
2 октября 2023 года
(238)