Преподобный Никита родился примерно в середине 1360-х годов. По преданию, существовавшему в костромском Богоявленском монастыре, преподобный Никита, почитавшийся основателем этой обители, приходился сродником преподобному Сергию Радонежскому. Монашеский подвиг он начинал в Троице-Сергиевом монастыре и был пострижен в монашество преподобным Сергием. После пребывания в Троицкой обители преподобный Никита, по благословению Игумена земли Русской, некоторое время был настоятелем Серпуховского Высоцкого в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря, основанного в 1374 году преподобным Сергием Радонежским по желанию серпуховского и боровского князя Владимира Андреевича Храброго. По свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, после кончины Афанасия Высоцкого Младшего в 1395 году Никита стал архимандритом серпуховского монастыря.
К преклонному возрасту у преподобного Никиты развилась болезнь глаз, что, вероятно, помешало ему исполнять в полном объеме обязанности игумена монастыря, поэтому, оставив настоятельство, он удалился в Покровский Высоцкий монастырь на реке Протве, близ Боровска. Около 1415 года к нему в ученики поступил преподобный Пафнутий Боровский.
В начале 1420-х годов старец Никита отправился на север — в Кострому, где основал Богоявленский монастырь.
Точная дата преставления преподобного Никиты неизвестна. Предположительно, он скончался в 30–40-х годах XV века. Документальные свидетельства о первоначальном месте погребения преподобного Никиты не сохранились. Вероятнее всего, это Богоявленский храм Богоявленского монастыря. В 1559–1565 годах деревянный храм заменили величественным каменным собором.
Согласно исследованию митрополита Ферапонта (Кашина), на место погребения преподобного Никиты указывает документ «Описание усыпальницы Богоявленского собора», составленный одной из насельниц Богоявленско-Анастасиина женского монастыря в 1911 году: «Вблизи этой могилы сохранилась могила, имеющая наружное надгробие, но без всякой надписи. По преданию, в этой могиле погребен старец Никита, который, полагают, был учеником преподобного Сергия Радонежскаго и основателем Богоявленскаго монастыря…»
Мощи доныне пребывают под спудом в склепе Костромского собора Богоявленско-Анастасиина монастыря.
По причине многочисленных пожаров в Костроме и Богоявленском монастыре на протяжении XVIII–XIX веков, а также пожара, уничтожившего большую часть архивного фонда Государственного архива Костромской области в 1982 году, полных документальных свидетельств о прославлении преподобного Никиты как особо почитаемого угодника Божия сохранилось крайне мало. Тем не менее среди спасенных документов сохранился перечень чудес, исцелений и помощи в насущных проблемах от мощей святого, которые оказывал преподобный Никита обращавшимся к нему с молитвой и верой. Сохранившиеся свидетельства тщательно записывались насельницами Богоявленско-Анастасиина женского монастыря начиная с 1864 года.
В 1990-е годы в подклете Богоявленско-Анастасиина собора над предполагаемым местом погребения преподобного Никиты установили раку. В 2004–2006 годах в крипте собора была восстановлена церковь-усыпальница. 10 ноября 2006 года архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев) совершил освящение церкви во имя святых великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского.
Впервые акафист и жизнеописание преподобного Никиты были составлены архиепископом Костромским и Галичским Алексием (Фроловым) и опубликованы отдельным изданием в 2012 году.
Изображение преподобного Никиты есть на иконе «Собор Радонежских святых» в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры.
Скончался преподобный Никита после 1421 года, память его совершается 15/28 сентября, 23 января/5 февраля — в Соборе Костромских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 124–126.
(232)