Троицкий патерик. 10 июня (28 мая по ст. ст.) – день памяти преподобномученика Макария (Моржова), новомученика Радонежского

Преподобномученик Макарий (Моржов)

Преподобномученик Макарий (в миру Михаил Степанович Моржов) родился 16 мая 1872 года в деревне Пахомовская Вельского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Грамоте и Закону Божию в отроческие годы он обучался в сельской церковноприходской школе. До призыва в армию в 1893 году Михаил крестьянствовал, а отслужив в армии, в начале 1898 года уволился в запас, имея чин ротного фельдшера Свеаборгской крепостной артиллерии. По возвращении со службы он поступил рабочим на одну из московских фабрик.

 

В Смоленскую Зосимову пустынь при Троице-Сергиевой Лавре Михаил поступил 21 августа 1899 года. Здесь он проходил послушания бельевщика и трапезника. Настоятелем пустыни в то время был иеромонах Герман (Гомзин), здесь же подвизался уже второй год будущий старец Алексий (Соловьев).

 

В 1900 году послушник Михаил был назначен его келейником. 22 февраля 1903 года он принял монашеский постриг с именем Макарий, но по-прежнему оставался келейником старца Алексия. С 1908 года старец, уйдя в затвор, принимал братию и народ только в церкви, а с 1916 года, приняв схиму, ушел в полный затвор. По свидетельству духовных чад преподобного Алексия, отец Макарий, полюбив старца, «охотно принял послушание стать его келейником, да так и остался им до конца… Он был его верным слугой и безропотно нес свое далеко не легкое послушание. Отец Алексий был не только его духовным отцом и старцем, он был его ближайшим другом много лет. Почти тридцать лет служил верой и правдой отец Макарий, оберегая покой старца, а в последнее время стал ему нянькой».

 

Находясь долгие годы вблизи подвижника, отец Макарий преуспевал в терпении, смирении и любви, а вместе с духовными наставлениями старца впитывал и глубокую мудрость. Как вспоминали очевидцы, «суровый на вид, дисциплинированный и умный, он неутомимый был труженик, выполняя обязанности посредника между приходящими и старцем со стойким терпением». Старец Алексий был отцу Макарию примером любовного обращения с ближними, будучи со всеми утонченно вежливым и деликатным. С отцом Макарием он всегда был так предупредителен, как будто тот только что поступил к нему на послушание, почти ежедневно благодарил его за ничтожные услуги, а прощения у него просил ежедневно, и таким своим поведением трогал своего послушника до слез.

 

Иеромонах Макарий (Моржов)

Однажды старец Алексий беседовал со студентом Духовной академии. Отец Макарий только что вычистил самовар, налил его, разжег и сказал: «Я пойду за водой в часовню, а Вы, батюшка, смотрите, чтобы самовар не ушел». Отец Алексий во время разговора со студентом забыл про самовар, тот от сильного кипения залился водой. Отец Макарий, вернувшись, увидел это и с укором произнес: «Батюшка, и это вы не могли исполнить! Теперь все мои труды насмарку, а я полдня чистил самовар!» Отец Алексий упал в ноги отцу Макарию и стал просить прошения: «Простите меня, отец Макарий, я нехорошо сделал».

 

Из-за необходимости участвовать во Всероссийском Церковном Соборе 1917–1918 годов старец Алексий (Соловьев) на время оставил затвор. На Соборе ему было поручено тянуть жребий с именем будущего Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин). По немощи старец не участвовал в последней сессии Собора, уехав в пустынь, в затвор, попасть к нему можно было, лишь написав прошение Святейшему Патриарху. В июле 1919 года Патриарх Тихон распорядился, чтобы благословение на посещение старца давал наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). И тот поставил перед старцем вопрос: или принимать всех, что означало окончание затвора, или не принимать никого, кроме монашеской братии. Иеросхимонах Алексий выбрал последнее. Впоследствии затвор был несколько ослаблен, и духовные дети старца, хотя и ограниченно, снова стали посещать его.

 

30 января 1923 года скончался настоятель Зосимовой пустыни схиигумен Герман; на следующий день после его похорон в монастырь явилась ликвидационная комиссия, братии объявили, что монастырь будет закрыт. В мае того же года пустынь была закрыта. При закрытии обители у старца Алексия сняли ризы со всех дорогих для него икон, отобрали все ценное, не позволив взять с собой даже книг из его библиотеки. Монахи разошлись кто куда. Отец Макарий вместе со старцем переехали в Сергиев Посад, поселились в доме Веры Тимофеевны и Натальи Александровны Верховцевых на Дворянской улице.

 

До 1927 года старец еще был в силах ходить по комнате, но затем ноги его так ослабели, что он слег в постель и даже с трудом поднимал голову и шевелил пальцами правой руки. Когда надо было пить чай или кушать, отец Макарий сажал его на кровать, но впоследствии и это уже было трудно для старца.

 

Архимандрит Кронид (Любимов), монах Макарий (Моржов) и иеросхимонах Алексий (Соловьев)

При этом отец Макарий всегда удивлялся тому, сколь велики были у старца смирение и чувство благодарности. Старец почти ежедневно благодарил келейника за самые ничтожные услуги, ежедневно прося прощения, и таким отношением, бывало, до слез трогал его. Однажды в комнате монаха Макария сидел приехавший к старцу архиерей. Отец Алексий позвал к себе келейника. Тот пошел и вскоре возвратился плачущим. Епископ взял отца Макария за руку и спросил: «Что с тобой?» И келейник только и смог, сдерживая рыдания, выговорить: «Старец у меня прощения просит».

 

Старец Алексий любил поминать на молитве живых и усопших и говорил отцу Макарию, чтобы он никому не отказывал и от всех просящих помолиться принимал записки и передавал ему. Таким образом, поминание старца росло. До болезни на проскомидии он около двух часов вынимал частицы по своему поминанию. В последние годы отец Алексий благословил вести поминание отцу Макарию: поминание прочитывалось старцу вслух и не все сразу, а по частям, чтобы не было обременительно для болящего.

 

2 октября 1928 года иеросхимонах Алексий, причастившись Святых Христовых Таин, мирно преставился. При одевании и положении во гроб присутствовали три ученика старца: игумен Владимир (Тереньев), игумен Никодим (Монин) и отец Макарий: игумен Владимир одевал старца, а отец Макарий помогал ему и все время плакал и целовал отца Алексия.

 

До самой кончины старца отец Макарий был верным и заботливым помощником, и старец молился о себе, о келейнике и о всех помогавших ему: «Господи мой, Господи! Прими смиренное сие моление мое. Избави мя от внезапной смерти. Но перед наступлением кончины моея, ради очищения множества грехов моих, ради принесения истинного покаяния и напутствия Святыми Таинствами, ради христианского перехода в жизнь вечную – блаженную в мире душевном… Сподоби мя, Преблагий Господи, потерпеть болезнь предсмертную без непосильных страданий, без ропота, с благодарностью. Сподоби и окружающих мя разумно и во благодушии послужити мне при одре моем болезни во имя Твое и через сие святое дело обрести себе благоволение Твое, Всемилостивый и Благословенный во веки. Аминь».

 

В воскресенье 7 октября 1928 года в Высокопетровском монастыре отец Макарий, «к удовольствию всех духовных детей отца Алексия, благодарных за его долголетний уход» за старцем, был рукоположен епископом Варфоломеем (Ремовым) во иеродиакона, а 8 октября – во иеромонаха. После рукоположения отец Макарий служил в Высокопетровском монастыре.

 

ОГПУ, долгие годы следившее за преподобным старцем Алексием и за всеми, кто приходил к нему, особенно интересовалось его бывшим келейником. Отец Макарий был арестован в г. Загорске 5 апреля 1931 года. На допросе, который состоялся в день ареста, отцу Макарию пришлось испытать огромное давление, но он, исповедуя свою веру во Христа, не оклеветал ни единого из многочисленных чад преподобного Алексия, которых видел у него на приеме.

 

Отвечая на вопросы следователя, он сказал: «В Москву я езжу, правда, редко, но у кого останавливался, я не скажу, так как уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым. В Москве я бывал в церквях, но в каких – не помню. В Загорске я знакомых не имею, в большинстве сижу дома. Изредка, когда появится желание, я служу в церквях Петра и Павла, на кладбище Кокуевском и в других. Остальное время я занимаюсь черной работой… очищаю дворы от снега, колю дрова…»

 

После первых допросов отца Макария перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. На допросах отец Макарий не скрывал своих убеждений: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти. При царской власти грехов было меньше и потому не было никаких притеснений на Церковь… но как только народ стал отходить от веры и грехов накопилось много, тогда Бог и попустил советскую власть. Это наказание будет продолжаться до тех пор, пока люди не одумаются и опять станут признавать Бога, ибо за благоделание Бог награждает. Пошлет ли Он награду в виде другой власти или сделает как-нибудь иначе – сказать не могу, так как пути Господни неисповедимы… Еще должен появиться антихрист, но когда он появится, сказать трудно, хотя некоторые считают, что признаки появления антихриста уже есть: падение религиозности, преследование религии… причем считают, что пятиугольная советская звезда – есть печать антихриста. Однако я не берусь утверждать, что это именно так, ибо еще ничего не доказано. Некоторые считают также, что грех принимать кооперативные книжки и вступать в колхозы, видя в этом дело богопротивное, но я считаю, что все это торговые условия… Спрашивали меня на исповедях, можно ли вступать, на что я отвечал, что это дело не религиозное, а хозяйственное, а когда спрашивали об антихристе, я отвечал, что нет никакой надобности определять сроки появления антихриста, а нужно жить по-христиански… О себе прошу Бога, чтобы Он помог мне спастись, и считаю, что и в современных богохульных условиях тоже можно спастись – если не открыто, то тайным подвигом, так как молиться можно и тайно…»

 

28 апреля 1931 года отцу Макарию было предъявлено обвинение по статьям 58–10  и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР, в котором указывалось, что «он, являясь членом контрреволюционной организации, занимался агитацией, направленной к подрыву и ослаблению советской власти». 6 июня 1931 года Коллегия ОГПУ приговорила отца Макария к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 10 июня 1931 года. Иеромонах Макарий (Моржов) был погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве.

 

Определением Священного Собора Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 г. иеромонах Макарий (Моржов) был причислен к святым Русской Православной Церкви в лике новомучеников и исповедников Российских.

 

Память преподобномученика Макария совершается в день его мученической кончины 28 мая / 10 июня, а также в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Радонежских.

 

 

Основной источник: Преподобномученик Макарий (Моржов) // Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Май. / Сост. игум. Дамаскин (Орловский). – Тверь, 2003. – С. 242–249.

 

 

 

 

 

(232)