Троицкий патерик. 30 ноября (17 ноября по ст. ст.) – день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского

Ближайший ученик и сподвижник преподобного Сергия родился в 1355 году в благочестивой семье купцов города Юрьева-Польского. Отца звали Стефан, а мать —Фотиния. Юношей преподобный Никон оставил родительский дом и пришел в Троицкий монастырь, чтобы принять монашеский постриг от руки преподобного Сергия и поступить в созданную им обитель. Но случилось то, чего никак не ожидал юный богомолец: Преподобный отказался выполнить его просьбу, считая, по-видимому, необходимым уготовить ему испытание. Преподобный Сергий направил искателя монашеских подвигов к своему ученику Афанасию Старшему, настоятелю серпуховского Высоцкого монастыря, славившемуся добродетельной жизнью. Преподобный Никон, проявив истинное смирение и послушание, тотчас же отправился в Серпухов. Под водительством преподобного Афанасия новопостриженный инок преуспевал в подвигах монашеского делания. Два года пребывал он в Высоцком монастыре. По желанию настоятеля и братии Никон был почтен саном священства. Но чем дальше, тем больше им овладевало стремление вновь посетить Троицкую обитель и увидеть Преподобного. Настоятель Высоцкого монастыря не стал удерживать молодого инока и отпустил его с миром. Преподобный Сергий с радостью принял преподобного Никона и оставил его в своей обители. Тот со всем усердием выполнял монастырские послушания, неустанно упражнялся в молитве и бдении.

 

За благочестивое житие преподобный Сергий оказал Никону особую милость, разрешив ему пребывать с ним в одной келии. Игумен земли Русской, прозревая благодатные дарования Никона, пожелал поставить его вместо себя настоятелем обители и поначалу возложил на него часть своих обязанностей. А за шесть месяцев до кончины Преподобный сообщил, что целиком передает в руки Никона управление монастырем. Никон не хотел принимать на себя руководство братией, но ради послушания выполнил повеление преподобного Сергия.

Преподобный Никон с точностью исполнял все то, что заповедал основатель Троицкой обители. Новый игумен имел обыкновение обходить все места, где трудились иноки, и сам принимал участие в общих трудах. Своей кротостью, мудростью и отеческой заботой о насельниках монастыря он приобрел их уважение и любовь. За наставлениями к преподобному Никону устремлялось множество богомольцев. Это смущало нового игумена, который ценил безмолвие и молитву в уединении. В итоге он сложил с себя обязанности настоятеля и затворился в уединенной келии. В 1392–1398 годах вместо Никона игуменом Троицкого монастыря был его ученик — преподобный Савва, впоследствии игумен Сторожевский. Шесть лет преподобный Никон пребывал в безмолвии. Но когда преподобный Савва оставил настоятельство и по просьбе князя Юрия Димитриевича удалился в Звенигород, братия обратились к Никону с мольбой о том, чтобы он снова принял на себя управление монастырем. В 1398 году Никон уступил желанию братии, но с условием, что ему будет дана возможность часть каждого дня посвящать уединенной молитве.

 

В 1401 году преподобный Никон приезжал в Кашин. Он способствовал примирению тверских князей, а в Кашине вместе с тверской великой княгиней Евдокией, вдовой великого князя Михаила Александровича, крестил ее внука княжича Димитрия, сына кашинского князя Василия II Михайловича.

 

В 1408 году Русь подверглась нашествию ордынского князя Едигея. Преподобный Никон горячо молился об избавлении от страшного врага, о спасении Троицкой обители от разорения. Однажды ночью он сел отдохнуть после молитвенных трудов и увидел, как в его келию вошли святители Московские Петр и Алексий в сопровождении преподобного Сергия, который, обратившись к Никону, сказал: «Так угодно Господу, чтобы случилось сие нашествие иноплеменников и коснулось сего места. Но ты, чадо, не скорби, а мужайся, и да крепится сердце твое; искушение будет непродолжительно, и обитель не запустеет, а распространится еще более». Преподав Никону благословение, святые стали невидимы. Подойдя к дверям келии, он нашел их запертыми. Открыв двери, Никон увидел, как святые удалялись от келии к церкви. Тогда он понял, что все это происходило не во сне, а наяву. Вскоре предсказание преподобного Сергия сбылось. Татары сожгли дотла Троицкую обитель. Получив предупреждение свыше, преподобный Никон и братия заблаговременно покинули монастырь и захватили с собой святыни, часть книг и утварь основателя Троицкой обители.

 

На восстановление монастырских зданий ушло менее трех лет. 25 сентября 1411 года, в день преставления преподобного Сергия, был освящен деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Последним большим деянием преподобного Никона стало сооружение каменного Троицкого храма над гробом его учителя. В 1422 году в самом начале строительных работ совершилось обретение нетленных мощей преподобного Сергия, которые по окончании строительства были перенесены в новый храм. Преподобный Никон проявлял заботу о благоукрашении каменной церкви. Для этого им были приглашены два инока, славившиеся своим иконописным мастерством, — Андрей Рублев и Даниил Черный.

 

Особую заботу преподобный Никон проявлял о духовном возрастании иноков. При нем и по его указаниям в монастыре были переписаны «Лествица» Иоанна Синайского, «Душеполезные поучения» аввы Дорофея и другие труды святых отцов. Во время мора, предчувствуя близкую кончину, преподобный Никон собрал братию монастыря и дал им последние наставления. Он призвал иноков соблюдать чин молитвы, дневной и ночной, не выходить из обители часто, быть терпеливыми в искушениях, повиноваться начальствующим, ненавидеть праздность, любить безмолвие. Еще до разлучения души с телом ему было показано место будущего упокоения рядом с преподобным Сергием. Блаженная кончина ближайшего ученика Игумена земли Русской наступила 17 ноября 1427 года. В должности настоятеля преподобный Никон пробыл около 30 лет. Общецерковное почитание преподобного Никона Радонежского установлено в 1547 году. Память его совершается 17/30 ноября, 23 июня/6 июля — в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

 

 

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик /
Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 63–67.

 

 

(182)