6–7 июня в храме Преображения Господня совершены праздничные богослужения в честь третьего обретения честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Сегодня в нашей Церкви особый день. Обычно, когда мы чествуем святого Иоанна Предтечу, мы вспоминаем трагические евангельские события. День Усекновения в церковном предании именуется «малой Великой Пятницей». Но сегодня мы не скорбим, а радуемся, поскольку Церковь вспоминает чудесное обретение его честной главы. Это событие произошло на территории современной Абхазии, в Каманах, около 850 года.
Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Емесу. Оттуда в начале IX века во время набегов сарацин ее перенесли в Каманы, и там в период иконоборческих гонений она была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Константинопольскому Патриарху Игнатию во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Пророка. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Каманы, и там честная глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте. Позже честная глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви. В настоящее время часть честной главы находится на Афоне в монастыре Деонисиат.
Святой Предтеча – величайший святой, первый после Богородицы. Сам Спаситель говорил: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11,11). В богослужебных текстах он именуется светлой утреней звездой, которая своим блеском превосходила сияния всех других звезд и предвещала утро благодатного дня, освещаемого духовным Солнцем Христом (Мал. 4, 2).
Образ святого Предтечи – это всегда образ всестороннего воздержания и покаяния. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное», – взывал он со Спасителем (Мф. 4,17).
Несмотря на высоты духа, которых он достиг святой Предтеча до последних дней своей жизни приносил Господу величайшее покаяние, понимая, что человек удобопреклонен ко греху, каким бы добродетельным он ни был. И оставить покаяние – значит оставить все.
Святитель Иоанн Златоуст, рассуждая над подвигом святого Крестителя и тем подвигом, который несем мы, говорил так: «Если сей дивный муж, достойный неба и земли, обилующий величайшими подвигами, не успокаивался и всю жизнь каялся, то представь, чего будем перед Господом на Страшном суде достойны мы, которые вечно нежимся, ищем комфорта, намощаемся всякими благовониями и стараемся всячески сделать так, чтобы стать легкой добычею диавола». Пусть эти слова святителя, выявляющие резкий контраст между нашей беспечной жизнью и праведной жизнью Пророка, станут для нас движущей силой в деле нашего личного покаяния и исправления.
Я́же пе́рвее на блю́де, И́родову беззако́нную нечистоту́ обличи́вшая, покая́ние же всем пропове́давшая ве́рным, честна́я глава́ Крести́теля Христо́ва, от сокро́вищ земны́х я́вльшаяся, предлежи́т ве́рно притека́ющим к ней, и прикаса́ющимся со стра́хом, и покланя́ющимся любо́вию душе́вною, да́рующая разреше́ние прегреше́ний, проше́нием подае́т потре́бная и ве́лию ми́лость (по 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6).
(10)