Преподобный Дионисий Радонежский (в миру Давид Зобниновский) родился около 1570 года в городе Ржеве. Он был еще ребенком, когда родители переселились в соседний город Старицу, где отец принял старейшинство над ямской слободой. Иноки старицкой Успенской обители Гурий и Герман, научившие Давида грамоте, рассказывали, что мальчик отличался добротой, кротостью и любовью к чтению священных книг, имел смирение и простоту сердечную. По воле родителей, но против своего желания Давид вступил в брак. За свое благочестие он был рано удостоен священнического сана и определен в церковь Богоявления в селе Ильинском, принадлежавшем старицкой обители, в двенадцати верстах от города. Но через шесть лет скончались жена его Васса и двое сыновей-малюток — Василий и Косма. Тогда уже он, свободный от мирских забот, оставил свой дом, пришел в Старицу и принял монашество в Успенской обители с именем Дионисий. В 1605 году он стал архимандритом старицкого Успенского монастыря, в который вскоре был привезен низложенный по воле самозванца Лжедмитрия I Патриарх Иов. Несмотря на приказание содержать Иова как можно строже, «в озлоблении скорбном», Дионисий с любовью принял свергнутого Патриарха, стараясь успокоить невинного страдальца, и во всем испрашивал его наставлений. В 1607 году преподобный Дионисий вместе с митрополитом Крутицким Пафнутием и архиепископом Тверским Феоктистом участвовал в похоронах низложенного святителя. Можно предположить, что духовное общение архимандрита Дионисия с Патриархом Иовом стало причиной благосклонного расположения к преподобному Святейшего Патриарха Ермогена. В Смутное время преподобный Дионисий был ближайшим помощником Патриарха Ермогена и неотлучно находился при нем.
В начале 1610 года архимандрит Дионисий возвращался из Ярославля с погребения одного вельможи. В то время имя преподобного Сергия Радонежского было окружено на Руси большим почитанием. Если путник, остановленный злоумышленниками, называл себя Сергиевым, его пропускали и не причиняли ему никакого вреда. Поэтому архимандрит Дионисий и те, кто сопровождал его в дороге, договорились называть себя Сергиевыми. Путники спокойно миновали все опасные места. Неподалеку от Троицкой обители их остановил служитель монастыря и спросил: «Какая власть едет?» Путники отвечали: «Троице-Сергиева монастыря старцы, едем из монастырских сел». Но тот, зная всех троицких старцев, не поверил и уточнил: «Не старицкий ли это архимандрит, к которому я послан с грамотами от самодержца и Патриарха?» И вручил Дионисию грамоты, из которых тот узнал, что назначен архимандритом Троице-Сергиева монастыря.
В тяжелые времена польско-литовской интервенции толпы голодных, больных, измученных, покалеченных людей бежали в Троицкую обитель, выдержавшую натиск врагов, видя в ней единственную надежную защиту. По благословению преподобного Дионисия началось строительство деревянных домов для больных и бесприютных людей. Велено было лечить несчастных и кормить их лучшей братской пищей. Преподобный непрестанно молился в храме и в келии об избавлении Русской земли от завоевателей и внутренней смуты. Он рассылал грамоты, в которых призывал к объединению сил для борьбы с врагами. Троицкие грамоты ободрили народ. Особенно сильным было воодушевление в Нижнем Новгороде. Здесь встал на защиту родной земли Косма Минин. По его призыву собралось ополчение и под начальством князя Димитрия Михайловича Пожарского двинулось на помощь Москве. Преподобный Дионисий сыграл большую роль в объединении сил первого и второго ополчений для борьбы с общим врагом. Конфликт между ополчениями был вызван присягой подмосковных полков «псковскому вору» — Лжедмитрию III. 2 марта 1612 года Троице-Сергиев монастырь отказался присягнуть новому самозванцу, во многие города из обители были посланы грамоты с призывом не прельщаться «на воровские заводы». Один из главных руководителей первого ополчения князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой прислал в Троице-Сергиев монастырь своих послов, предлагая обители способствовать соединению сил первого и второго ополчений. Когда Пожарский и Минин двинулись к Москве и достигли Сергиевой обители, архимандрит Дионисий, совершив молебное пение, вместе со всем собором провожал воевод и ратных людей на гору, называемую Волкуша. С Божией помощью столица была очищена от врагов.
В должности настоятеля Троице-Сергиева монастыря преподобный Дионисий пробыл 23 года и три месяца. Преподобный внес изменения в порядок богослужений в Сергиевой обители. В его настоятельство был установлен обычай на многие праздники служить всенощные бдения с литиями, совершать за каждой воскресной всенощной благословение хлебов, читать в Великий пост и на многие праздники, особенно в день Святой Троицы, слова святителя Григория Богослова, беседы на Евангелия и Апостол святителя Иоанна Златоуста. Труды святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Иоанна Дамаскина, священномученика Дионисия Ареопагита были постоянным келейным чтением преподобного Дионисия. Сохранился принадлежавший ему список слов святителя Григория Богослова. Слова и беседы на Евангелия святителя Иоанна Златоуста по повелению преподобного Дионисия переписывали и рассылали в различные монастыри и храмы и даже в книгохранилище Успенского собора Московского Кремля. Зная о благочестии и учености Дионисия, царь Михаил Феодорович поручил ему исправить грубые ошибки, которые вкрались в текст Требника. Дионисий и его сотрудники с усердием занялись исправлением ошибок, которых было найдено множество. Через полтора года они представили исправленный Требник в Москву на соборное рассмотрение. Однако Собор 1618 года по наветам врагов святого без вины осудил его как еретика на лишение сана и заточение в Кирилло-Белозерский монастырь. Но поскольку в тот момент Москва была окружена войсками польского королевича Владислава, Дионисий был заключен в московский Новоспасский монастырь, где на него была наложена епитимия — тысяча поклонов в день. В монастыре, где содержали Дионисия, он был подвергнут различным истязаниям, но подвижник, укрепляемый Господом, не только выполнял наложенную епитимию, но от усердия своего клал, сверх того, еще одну тысячу поклонов ежедневно. По праздникам его водили, а иногда возили верхом на кляче, еще до обедни, к митрополиту для смирения. Там он стоял в оковах на открытом дворе в летний зной до вечерни, не освежаемый и чашей студеной воды. Поверив безрассудной клевете, чернь, когда на худой лошади везли святого старца из обители или в обитель, толпами выходила на улицу, чтобы над ним потешаться и бросать в него камнями и грязью. Страдания преподобного Дионисия продолжались целый год. Его положение улучшилось благодаря вмешательству Иерусалимского Патриарха Феофана IV, приехавшего в Москву в апреле 1619 года. Вскоре Дионисий был освобожден. В июне 1619 года он вместе с митрополитом Ионой встречал в селе Хорошево под Москвой будущего Патриарха Московского Филарета Никитича Романова, возвращавшегося из польского плена. Через неделю после его возведения на Патриарший престол был созван Собор для пересмотра дела Дионисия и его помощников. Работа Собора завершилась их полным оправданием, и Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь.
До последних своих дней, несмотря на болезнь, преподобный Дионисий совершал богослужения. Перед кончиной в мае 1633 года он просил постричь его в великую схиму (точная дата смерти святого неизвестна, но полагают, что она наступила 5 мая). Отпевание преподобного Дионисия, по повелению Патриарха Филарета, было совершено Первосвятителем в Москве в Богоявленском монастырском соборе за Ветошным рядом. Похороны состоялись в Троице-Сергиевой обители 10 мая 1633 года.
Почитание преподобного Дионисия как святого началось уже вскоре после его кончины. Сохранились описания многих чудес святого. В XVII веке почитание подвижника постепенно начало приобретать общероссийский характер.
Святые мощи преподобного Дионисия покоятся под спудом в Серапионовой палате у Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.
Память преподобного Дионисия Радонежского совершается 12/25 мая, 23 июня/6 июля — в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.
Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 202–207
(197)