Преподобный Епифаний Премудрый, Радонежский, ученик преподобного Сергия. День памяти – 12/25 мая

Преподобный Епифаний Премудрый. Фрагмент Лицевого жития преподобного Сергия. Конец XVI века

Преподобный Епифаний стал иноком Троицкого монастыря на горе Маковец и учеником преподобного Сергия в конце 70-х годов XIV века. В собрании рукописей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сохранился Стихирарь, написанный в 1380 году, по мнению некоторых исследователей, Епифанием Премудрым. В 70-е годы XIV века, судя по написанному им «Слову о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа», преподобный Епифаний учился в ростовском монастыре святителя Григория Богослова, так называемом «Григорьевском затворе». В этом монастыре, по-видимому, он и принял постриг. В разное время Епифаний Премудрый побывал в Константинополе, на Афоне и на Святой Земле.

В 90-е годы XIV века, после кончины духовного наставника, преподобный Епифаний перебрался в Москву, где вошел в окружение митрополита Киприана. Тогда же он начал собирать биографические материалы о преподобном Сергии Радонежском и посвятил этому, по собственному признанию, два десятилетия, прежде чем осмелился приступить к составлению его жизнеописания. В Москве преподобный Епифаний Премудрый сблизился с иконописцем Феофаном Греком, который, по словам самого Епифания, «великую к моей худости любовь имеяше». Преподобный Епифаний получил известность прежде всего как выдающийся духовный писатель. Главным его сочинением является «Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца». Работу над ним Епифаний Премудрый завершил примерно в 1418 году. Также он написал «Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию» (после обретения его мощей), а в конце 90-х годов XIV века — «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа». По отзыву иеромонаха Пахомия Логофета, преподобный Епифаний Премудрый занял высокое положение среди насельников обители («бе духовник в велицей лавре всему братству»). Преподобный Епифаний был литературно одарен, в то же время для его сочинений характерно стремление к точности, пристальное внимание к подлинным фактам, к деталям из жизни святых, что делает его труды ценным историческим источником.
В 1408 году, во время нашествия на Северо-Восточную Русь войск ордынского князя Едигея, преподобный Епифаний, успев забрать свои книги, укрылся в Твери, где его приютил архимандрит Спасо-Афанасьевского монастыря Корнилий, в схиме Кирилл, а в 1409 году преподобный Епифаний вернулся в Троицкую обитель.
Погребен в Троице-Сергиевом монастыре.
Имя преподобного Епифания упоминается в рукописных святцах в числе «русских святых и вообще особенно богоугодно поживших». Его изображение есть на иконе «Преподобный Сергий со ученики» XVII века, хранящейся в Сергиево-Посадском музее-заповеднике, а также на миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия конца XVI века.
Жизнеописание составлено на основании сведений из его сочинений.
Преподобный Епифаний Премудрый скончался во второй половине XV века (его кончину следует отнести ко времени после 1443 г., поскольку примерно в этом году он встречался в Троице-Сергиевом монастыре с иеромонахом Пахомием Логофетом), память его совершается 12/25 мая1, 23 мая/5 июня — в Соборе Ростово-Ярославских святых, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 60–62

(16)